Проект социального воздействия «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)» - это поддержанная Правительством Республики Саха (Якутия) инициатива ВЭБ.РФ, которая определяется потребностью в повышении конкурентоспособности человеческого капитала в Российской Федерации, необходимостью создания благоприятных условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого ребёнка вне зависимости от того, проживает он в городе или в сельской местности.

Цель проекта в повышении образовательных результатов учащихся школ Республики Саха (Якутия) в условиях использования передовых цифровых технологий, современных методик организации образовательного процесса в школе, эффективного механизма управления общеобразовательными организациями на основе данных и с учётом эффективного финансового менеджмента.

Исполнителем проекта определен Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ведущие эксперты которого в ходе реализации проекта осуществляют дополнительную подготовку учащихся (в том числе в дистанционной форме), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, подготовке управленческих команд и педагогов, созданию профессиональных обучающихся сообществ школ, сетевому взаимодействию школ. В реализацию проекта вовлекаются не только учащиеся, педагоги и руководители школ, но также родители и местное сообщество. Руководством Республики для участия в проекте выбран муниципальный район «Хангаласский улус».

По итогам реализации проекта планируется рост значения индекса социального эффекта, который выражается в повышении всех составляющих показателей от среднего значения за 3 года на 10%.

Это первый пилотный проект социального воздействия в России, результаты которого можно будет масштабировать после подтверждения о его эффективности.

Механизм проекта

Ответственность за достижение эффекта Согласование показателя эффекта, принятие НПА Реализует проект на деньги инвестора Структурирование проекта, подготовка его дизайна вместе с исполнителем и заказчиком Оценка достижения целевого показателя социального эффекта Реализация проекта, достижение прогресса у школьников ВЭБ.РФ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ ПРОГРАММА МЕР ВЫПЛАТА ГРАНТА ИНВЕСТОРУ ИЗ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ МИНОБРНАУКИ ЯКУТИИ ФОНД РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НИУ ВШЭ 2 Заказ результата 3 Финансирование 1 Оператор проекта социального воздействия 6 Заключение о достижении эффекта 5 Результат 4 Реализация

Участники проекта

Состояние реализации проекта

1 этап
июнь – 31 октября 2019 г.
Умная аналитика

Проведен анализ уровня знаний 3880 учеников 4, 6, 7 и 8 классов Хангаласского улуса в различных областях знаний. Выявлены слабые учащиеся по русскому языку и математике и их учителя, а также определены 10 школ в которых за последние три года не было ни одного участника олимпиады муниципального и регионального уровней.

В 551 школе из 37 муниципальных образований Якутии проведено исследование связи образовательных результатов учащихся и социально-экономических факторов семей, территории и ресурсов школ. Школы объединены в кластеры: неблагополучные, резильентные, неуспешные, успешные.

Для измерения индивидуального прогресса каждого учащегося, выявления учащихся и учителей с низкими результатами и их динамики разработан специальный диагностический инструмент. Входное тестирование проведено в III квартале 2019 г.

На основе анализа финансово-экономических характеристик общего образования построена финансовая модель реализации услуг общего образования в Хангаласском улусе, выявлены признаки финансовой неэффективности школ.

Посредством интервью проведено исследование родительской вовлеченности в организацию учебно-воспитательного процесса и родительского просвещения. С учетом социально-экономического статуса семьи по уровню вовлеченности в учебный процесс родители типизированы как «союзники школы», «партнеры школы», «проблемная зона».

На основании статистики, анкетирования территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и педагогических работников всех 27 школ улуса проведен анализ организации образования школьников с ОВЗ и инвалидностью. Оценена готовность педагогов к реализации инклюзивной практики. Результаты показали, что педагоги и специалисты нуждаются в комплексной поддержке и в различных источниках информации для эффективной работы с детьми с ОВЗ. Это учтено при разработке целевой программы повышения квалификации.

Школа успеха

Совместно с Малой академией наук Якутии организована каникулярная «Школа успеха» по русскому языку для 15 сильных учащихся 9 класса по подготовке к участию во Всероссийской олимпиаде школьников.

Каникулярные «Школы роста» организованы для 224 учеников 7 и 9 классов, имеющих трудности в русском языке и математике. Занятия проводили ведущие учителя-предметники Хангаласского улуса.

Эффективная школа

Семинар для учителей по новым педагогическим технологиям - участники семинара познакомились с методом «Исследование урока» - совместное планирование уроков командой учителей для решения общих педагогических задач. Для внедрения метода в 15-ти школах при консультационной поддержке специалистов НИУ ВШЭ были созданы межпредметные команды учителей.

Организована стажировка двух молодых учителей Хангаласского улуса в г. Барнаул для участия в «Молодежных педагогических играх Алтайского края» и в Школе тренеров игр. После обучения они организовали проектировочный семинар для своих коллег.

Партнерство и наставничество

Установлены партнерские связи с различными организациями и подразделениями, изначально не вовлеченными в проект.

Информационная поддержка

Создан брендбук Проекта

2 этап
1 ноября – 1 декабря 2019 г.
Умная аналитика

Создан единый реестр сведений об академических результатах учащихся, участии в олимпиадах, о контингенте учащихся, социально-экономическом положении школ, кадровых и материальных ресурсах, финансовой эффективности. Данные позволяют планировать адресную работу по улучшению результатов, повышению квалификации и методической поддержке.

По итогам ОГЭ и ЕГЭ 2019 года уточнено значение индекса социального эффекта. В него будут включены показатели доли выпускников, показавших высокий уровень подготовки к экзамену, преодолевших минимальный порог для поступления в вузы, доля обучающихся-призеров или победителей олимпиад школьников и т.п.

При участии IT-партнера разработан дизайн и технология мониторинга достижений школьников. Мониторинг рассчитан на 6 волн за три года. Осенью 2019 г. проведена первая волна тестирования учащихся 6-9 классов, сформированы отчеты по каждому обучающемуся. Для директоров школ и заместителей по УВР организованы обучающие вебинары по работе с результатами тестов.

Для получения обратной связи от участников мероприятий проекта, разработаны анкеты по оценке эффективности обучающих мероприятий для учеников, родителей и сотрудников школ.

В рамках анализа финансово-экономических характеристик выяснено, что в школах улуса есть отставание от региона по средней месячной заработной плате педагогов, поступлений от приносящий доход деятельности в большинстве школ нет, а школьные помещения используются не везде эффективно.

Школа успеха

Специалистами из Москвы для 60 учеников 9-х классов из 17 школ организован очный семинар по математике «Путешествие в мир задач с параметрами». Мероприятие имело большой успех, высоко оценено участниками.

Запущен очный двухдневный интенсив «Академии журналистики», нацеленный на информационную поддержку социальных изменений в системе образования Хангаласского улуса. Его участниками стали 50 учеников из школьных пресс-центров 12 школ. Ребята много узнали о профессии журналиста, выполнили практические задания: взяли интервью у незнакомого участника, подготовили визитку команды, заметку в местное СМИ.

Начато сотрудничество с проектом EdStories. Это платформа интерактивного сторителлинга, которая помогает делать изучение интересным. В рамках проекта учителя Хангаласского улуса 6-х классов получили готовые истории «EdStories» по курсу математики и доступ к редактору для работы с ними. Истории длятся 4-5 минут, содержат 3-5 интерактивных задания, их можно использовать на уроке, как домашнее задание или проект.

Эффективная школа

Организован обучающий семинар для школьных команд по изучению качества преподавания, управления и школьной образовательной среды. Директора школ, заместители директоров по УВР, ведущие учителя по русскому языку и математике, социальные педагоги, психологи (всего 59 человек) в составе команд из 12 успешных и резильентных школ Хангаласского улуса искали ответ на вопрос «Какие меры и действия будут наиболее эффективны для роста качества образования?»

В рамках продвижения методики «Исследование урока» новые команды учителей, которых модерируют участники команд первой волны, планируют, проводят и анализируют уроки. По видео уроков консультанты НИУ ВШЭ регулярно отслеживают прогресс школ, потребности и затруднения каждой команды.

41 учитель математики из 22 школ улуса стали участниками интерактивной программы повышения квалификации «Решение задач с параметрами: ключевые математические идеи и эффективные методические подходы». Программа направлена на овладение ключевыми идеями и способами решения задач с параметрами, которые вызывают затруднения у большинства выпускников на итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

Наша школа

Организована очная форсайт сессия с сотрудниками школ, представителями родительского и местного сообщества, на которой обсудили программу родительской вовлеченности и родительского просвещения. Созданы проектные команды родителей, представителей местного сообщества и педагогов. Для поддержания активности команд начата серия обучающих вебинаров, которые продолжатся до конца учебного года. Лучшие команды станут участниками муниципального грантового конкурса.

3 этап
1 января – 31 марта 2020 г.
Умная аналитика

Завершена работа по формированию автоматизированной базы данных проекта со сведениями по каждому учащемуся, педагогу, школе. Наличие базы обеспечивает оперативную подготовку любых необходимых данных и их анализ, позволяет разрабатывать аналитические профили школ, отдельных педагогов и учеников, планировать адресные меры воздействия.

Проведены работы по анализу решаемости заданий первой волны мониторинга индивидуального прогресса учащихся, доработке тестов и формата представления результатов учителям. С учетом сложной эпидемиологической ситуации второй этап мониторинга отложен на осень 2020 г.

Проведено восемь анкетирований по предоставлению обратной связи на мероприятиях проекта. Всего опрошено 218 работников школы. В целом, прошедшие мероприятия оцениваются респондентами достаточно высоко. По оценке экспертов, учителя улуса, вероятно, знакомы со многими современными технологиями и подходами, но слабо их применяют. При планировании курсов повышения квалификации предлагалось больше внимания уделять практике и обмену опытом.

Школа успеха

16 учеников 8-9 классов с высокими образовательными результатами и 5 учителей Хангаласского улуса участвовали в выездном семинаре «Академия старшеклассников НИУ ВШЭ» в Москве. В ходе мероприятия студенты НИУ ВШЭ организовали со школьниками научно-исследовательские семинары и интеллектуальные турниры.

Продолжена работа дистанционного курса «Академия журналистики». Подготовлен видеокурс, который включают 5 тематических блоков, 28 коротких видео, и сопровождается заданиями и эфирами для отработки практических журналистских навыков. В рамках этапа проведено 4 тематических вебинара. В режиме самоизоляции юные журналисты создают материалы о практиках обучения в дистанционном режиме.

Запущена апробация адаптивной платформы Plario.ru, своеобразного «цифрового репетитора». Для пяти учителей проведен обучающий вебинар по работе с платформой. Запланировано разворачивание сетевой онлайн школы на основе платформы «Мобильное электронное образование» для сопровождения детей между очными мероприятиями.

Запущен дистанционный курс по подготовке учащихся с высокими академическими результатами к ОГЭ по русскому языку. Курс включает 12 вебинаров с домашними заданиями и нацелен на успешное написание изложения и сочинения.

На базе Малой академии наук Республики для 50-ти сильных учащихся 9-х классов организовано обучение по русскому языку и математике. Преподавателями были лучшие учителя улуса и Республики. В программу вошли олимпиадные задания и задания ОГЭ повышенной сложности. Участники «Академии журналистики» сумели взять ряд интервью.

При методической поддержке НИУ ВШЭ проработаны модель и программа кустовых «Школ роста» для школьников с низкой мотивацией и соответствующими академическими результатами. Программа разработана по темам и разделам учебной программы, где у учащихся наиболее низкие результаты. По причине перехода на дистанционный формат обучения проведение мероприятия перенеслось на лето или начало осени 2020 года. Предполагается охватить 25% обучающихся 7 и 9 классов.

Эффективная школа

В рамках этапа организован ряд курсов повышения квалификации для педагогов по следующим направлениям:

  • подготовка обучающихся к ОГЭ по математике;
  • применение дифференцированного подхода в обучении математики, направленного на мотивацию учащихся, учебную самостоятельность и развитие коммуникативных навыков;
  • организация инклюзивного образования детей-инвалидов, индивидуализация их обучения, технология и методы работы междисциплинарной команды специалистов;
  • конструирование занятий по математике на основе дифференцированного подхода к обучению.
Наша школа

Продолжена дистанционная поддержка разработки общественных проектов родительской вовлеченности в учебный процесс, проведено три вебинара. Школьными командами в сотрудничестве с активными родителями представлены 11 проектных идей, направленных на развитие успешной, всесторонне развитой личности ребенка, раннюю профессиональную ориентацию, мотивацию к учебе и повышение академических результатов. Эксперты дали обратную связь по проектам, предложили дополнительные линии их развития на основании мировой практики работы с родителями. Готовится муниципальный конкурс проектов родительской вовлеченности.

Партнерство и наставничество

Продолжена работа по внедрению педагогической технологии «Исследование урока» (Lesson Study). В работе участвуют более 150 учителей в 56 школьных командах. По итогам цикла уроков команды анализировали свою деятельность, составляли рефлексивный отчет, опыт работы распространяли среди коллег, участвуя в методических мероприятиях улуса. Две школы, показавшие положительную динамику, взяли на себя роль тьюторов и консультировали другие школы по специфике использования технологии в учебном процессе. В результате большинство команд сместило фокус наблюдений на ученика и планируют свою деятельность с учетом перспективы его ближайшего развития.

4 этап
1 апреля – 31 мая 2020 г.
5 этап
1 июня – 31 октября 2020 г.
6 этап
1 ноября – 31 декабря 2020 г.
7 этап
1 января – 31 марта 2021 г.
8 этап
1 апреля – 31 августа 2021 г.
9 этап
1 сентября – 31 октября 2021 г.
10 этап
1 ноября – 31 декабря 2021 г.
11 этап
1 января – 31 марта 2022 г.
12 этап
1 апреля – 20 сентября 2022 г.

Результаты реализации на территории Республики Саха (Якутия) проекта социального воздействия в сфере образования по состоянию на март 2021 года

Всего за время проекта проведено 82 крупных мероприятия (в том числе 28 за 2020/2021 учебный год)

Управление на основе данных

Проведена вторая волна мониторинга индивидуальных академических достижений учащихся (ПРОГРЕСС), собрана информация об уровне предметных знаний по русскому языку и математике 1256 учеников 8-х и 10-х классов из 27 школ улуса. Отчеты с обобщенными результатами были загружены в личные кабинеты 27 школ с отдельными доступами для учителей и руководителей школ.

Создан АИС «Паспорт школы» - цифровая система сбора и анализа данных об учащихся, их семьях, результатах и ресурсах школ. Его итоговые показатели рассчитываются на основании более чем 200 различных значений.

Проведено анкетирование 2094 родителей, разработан и добавлен в АИС «Паспорт школы» Индекс родительской вовлеченности. Индекс показывает, насколько активно родители вовлекаются в образование своих детей в школе и дома. Низкий уровень вовлеченности родителей – своего рода резерв, за счет которого каждая школа может улучшить учебные результаты детей с помощью разработанных рекомендаций.

584 человека (146 педагогов, 294 учащихся, 144 родителя) участвовали в анкетировании по итогам проведения мероприятий проекта и высказали свое к ним отношение.

Ученики

487 учеников (263 ученика – во второй год проекта) прошли обучение в «Школах роста» по математике и русскому языку: очные и онлайн-курсы для тех, кто испытывает трудности в освоении этих предметов в рамках учебных программ 8-го и 10-го класса. В 2020 году мероприятия проводились онлайн из-за карантинных ограничений.

225 высокомотивированных учеников, прошли обучение по программам повышенного уровня, в том числе в рамках «Школы успеха». В 2021 году 17 учеников прошли онлайн интенсивы по подготовке к региональному этапу ВсОШ. Курсы были организованы для учеников 9-11 классов из 9 школ по 9 предметам. В этом году по итогам участия детей в региональном этапе ВсОШ в Хангаласском улусе три человека стали призерами и один – победителем. Трое из четырех человек были охвачены работой в рамках проекта.

17 учеников 9-11 классов улуса приняли участие в Конкурсе грантов на получение дополнительных образовательных возможностей и были зачислены на специализированные курсы по русскому языку и математике от НИУ ВШЭ и других проверенных партнеров. 2751 школьник с 1 по 11 класс приняли участие в опросе об их интересах в части дополнительного образования.

Учителя

619 учителей прошли оценку своих компетенций, данные используются для организации повышения квалификации. На курсах повышения квалификации в 2019 году был обучен 359 учитель, в 2020 году - 159 человек. Всего разработаны и апробированы 11 учебных программ для повышения квалификации учителей, в том числе 5 учебных программ во втором году работы проекта.

160 учителей являются членами школьных профессиональных обучающихся сообществ, регулярно сотрудничают в планировании, проведении и анализе уроков.

107 учителей из 21 школы приняли участие в улусном заочном конкурсе школьных команд "Лучшая команда молодых педагогов Хангаласского улуса".

Родители

Всего в мероприятиях Родительского университета в 2019-2020 годах приняло участие более 600 человек: родители, управленцы, директора школ, социальные педагоги, психологи, классные руководители, учителя.

12 школьных команд из 11 школ в составе учителей-предметников, классных руководителей, психологов, родителей и социальных психологов приняли участие в серии из трёх вебинаров, о том, как повысить родительскую вовлеченность в образование детей за счет участия родителей в проектировании образовательной траектории, разрабатывали собственные школьные проекты.

202 родителя стали участниками муниципального Форума родительской общественности.

Информационная поддержка проекта

На сегодняшний день в проекте Академия журналистики участвуют 134 учащихся (94 набрано во втором потоке в 2020 году). Пресс-центры функционируют в 13 школах, 6 юнкоров из 6 школьных пресс-центров школ улуса и 2 педагога-куратора вошли в Координационных совет Клуба молодых медиакоммуникаторов.


Электронный офис клиента в разработке

Закрыть
Написать письмо
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Оставить отзыв

Нам важно знать ваше мнение, чтобы сделать нашу работу еще лучше

Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваша организация
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Сообщение о фактах коррупции
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше имя
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш e-mail
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваш телефон
Не заполнены следующие обязательные поля: Ваше сообщение
Не заполнены следующие обязательные поля: Я соглашаюсь на обработку персональных данных
Ваше сообщение отправлено.
Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.