Ответы на часто задаваемые вопросы
Нет, не является. Подходы, закрепленные в методологии по зеленому финансированию, включая типы проектов и критерии, не являются обязательными к применению. Признание финансового инструмента зеленым либо адаптационным является добровольной «маркировкой» финансовых инструментов, которая используется инициатором для привлечения определенного класса инвесторов, демонстрации своей приверженности высоким стандартам в сфере экологии и, потенциально, получения мер государственной поддержки, связанных с экологией и климатом. Компания может, как и раньше, реализовывать проекты, не связанные с экологией и климатом и выпускать для финансирования этих проектов стандартные (не зеленые) финансовые инструменты. Дополнительно стоит отметить, что меры господдержки могут предоставляться в рамках самых различных программ, большинство из которых не связаны с зеленым финансированием.
Нет, не создает. Признание финансового инструмента зеленым или адаптационным – это исключительно добровольное решение инициатора. В том случае, если инициатор принял решение выпустить зеленый либо адаптационный финансовый инструмент, необходимо выполнить процедуры, предусмотренные зеленой методологией, в том числе, заплатить за процедуру верификации (стоимость небольшая – около 800 тысяч рублей за 1 верификацию). При этом важно еще раз отметить, что выпуск зеленого финансового инструмента – это исключительно добровольное решение. Когда инициатор принимает такое решение, он очевидно рассчитывает на дополнительные бонусы (финансовые, имиджевые и иные), которые компенсируют понесенные дополнительные издержки.
Да, может. Национальная методология зеленого финансирования разработана с учетом наилучших международных практик и предполагает соответствие определенным требованиям. При этом инициатор может, например, выпустить зеленую облигацию по стандарту ICMA, и такая облигация тоже может считаться зеленой на российском рынке. Инициатор самостоятельно принимает решение, по какому стандарту выпускать финансовый инструмент, исходя из тех задач, которые он решает. Кроме этого, инициатор может выпустить зеленый финансовый инструмент сразу по нескольким стандартам. Так, например, Правительство Москвы и РЖД уже выпустили облигации, которые признаны зелеными одновременно по стандарту ICMA и национальной методологии зеленого финансирования.
Нет, не дает. Признание финансового инструмента зеленым – это исключительно «маркировка». Наличие зеленого статуса может помочь повысить шансы привлечь финансирование в принципе либо привлечь его по более низкой ставке за счет более привлекательного позиционирования среди определенных классов инвесторов/кредиторов. При этом стоит отметить, что на текущий момент нет никаких государственных институтов, либо частных фондов, которые готовы автоматически предоставлять финансирование под финансовые инструменты, признанные зелеными.
Нет, не дает. Признание финансового инструмента зеленым – это исключительно «маркировка». В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает меры поддержки зеленых финансовых инструментов. Их конкретные параметры станут понятны позднее. Ряд мер поддержки может быть автоматически доступен при получении зеленого статуса. Другие меры могут быть доступны только, например, при соответствии дополнительным критериям или выполнении дополнительных процедур.
Национальная зеленая методология была разработана на основе ведущих мировых практик (ICMA, CBI, ЕС) и с учетом специфики России, ее правовой системы и национальных приоритетов.
Нет. Таксономия зеленых проектов содержит в себе более строгие требования, которые максимально приближены к международным (типы проектов и критерии). Предполагается, что зеленые финансовые инструменты могут быть привлекательны для иностранных инвесторов. Требования, заложенные в Таксономии адаптационных проектов, значительно мягче и в большей степени учитывают российские особенности и приоритеты. С учетом того, что адаптационные проекты могут быть менее привлекательны для иностранных инвесторов, они выделены в отдельную категорию, чтобы не смешивать их с зелеными проектами. При этом стоит отметить, что финансовые инструменты, направленные на финансирование как зеленых, так и адаптационных проектов, смогут рассчитывать на меры государственной поддержки.
Согласно национальной зеленой методологии, зеленый статус присваивается финансовому инструменту. Объектом верификации выступает именно финансовый инструмент, а не проект. Одним из ключевых аспектов финансового инструмента является проект, для реализации которого он привлекается, при этом есть и другие ключевые аспекты такие, как, например, сроки расходования привлеченных средств, подходы к размещению временно свободных денежных средств.
Согласно требованиям национальной зеленой методологии, зеленый статус присваивается финансовому инструменту, а не компании. Критерии зеленой компании сложно определить однозначно. В мировой практике критерии зеленой компании также еще не определены. В связи с этим на текущий момент мы ограничиваемся исключительно зелеными облигациями и зелеными кредитами.
Нет, не возможен. Зеленый статус финансового инструмента и высокий ESG рейтинг – это совершенно разные понятия. Зеленый финансовый инструмент – это инструмент, выпускаемый для целей финансирования зеленых проектов. Наличие у компании высокого ESG рейтинга, в свою очередь, говорит о ее общей приверженности высоким стандартам в сфере экологии, социальных аспектов и корпоративного управления. При этом у компании с высоким ESG рейтингом более высокие шансы выпустить зеленый финансовый инструмент, так как у такой компании, как правило, больший портфель зеленых проектов.
Методология по зеленому финансированию и законодательство о парниковых газах и углеродных единицах напрямую между собой не связаны. Климатическая повестка – это довольно обширная тема как в России, так и в мире. На текущий момент принимаются различные нормативно-правовые акты в этой сфере. Национальная методология по зеленому финансирования – это добровольный инструмент, помогающий инициаторам привлекать финансирование для реализации проектов в сфере экологии и климата. Инициаторы могут использовать его, в том числе, как один из возможных инструментов для минимизации рисков и использования возможностей, обусловленных климатическим регулированием.
Да, изменения вноситься будут. Предполагается, что документы будут актуализироваться по мере накопления практики их применения. ВЭБ.РФ и Минэкономразвития открыты к рассмотрению предложений.
Данный критерий подразумевает, что для каждого рассматриваемого проекта определяется свой уникальный экологический эффект, релевантный его специфике, который заранее не определен в Таксономии. Уникальный экологический эффект определяется и рассчитывается Инициатором и оценивается Верификатором в рамках стандартной процедуры, не предполагающей каких-либо дополнительных трудозатрат/издержек. С учетом того, что согласно национальной зеленой методологии экологический эффект определяется для всех типов проектов, дополнительной нагрузки как на Инициатора, так и на Верификатора данный критерий не накладывает.