Создается Фонд развития современной городской экономики

19 июля 2018 года
#Публикации
Назад

Основой организации станет Фонд развития моногородов

МОСКВА, 19 июля 2018, 17:36 — REGNUM  В рамках работы Московского урбанистического форума председатель Внешэкономбанка Игорь Шувалов объявил о преобразовании Фонда развития моногородов в Фонд развития современной городской экономики.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Работа, начавшаяся в 2016 году по программе комплексной поддержки моногородов успешна. Эта практика и опыт специалистов в изменении бизнес‑ и городской среды в городах можно использовать в будущем. За 2 года благодаря программе в моногородах создано более 290 тысяч новых рабочих мест, в 273 моногородах модернизированы входные группы и зоны ожидания в поликлиниках, отремонтированы 291 центральная улица, обновлен парк машин скорой помощи. На сегодняшний день в моногородах создано 61 территория опережающего социально-экономического развития, где уже работают 148 резидентов. За всем этим стоит создание по-настоящему комфортных условий для проживаний горожан и эффективных инструментов для развития и диверсификации бизнеса»

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Фонд развития моногородов был создан в 2014 году для формирования условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода. Основными направлениями его деятельности являются софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности моногородов. Также ФРМ занимается повышением компетенций менеджмента городов, чтобы они развивали диверсификацию, занимались благоустройством территорий.

«Теперь периметр деятельности нового фонда охватит не только моно-, но и остальные города и агломерации. Это будет новая история создания современной экономики городов, которые сегодня являются драйверами развития экономики всей страны. Конечно, моногорода по-прежнему останутся в периметре работы Фонда и в фокусе нашего внимания», — отметила заместитель председателя ВЭБ.

Планируется, что наблюдательный совет нового фонда возглавит министр экономического развития Максим Орешкин.

Ирина Макиева
Заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной Программы «Комплексное развитие моногородов»
«Это обеспечит постоянную связь между фондом, Правительством и ВЭБ, позволит использовать синергетический эффект для развития городов»

Назад

ВЭБ: Фабрика проектного финансирования заработает до конца года

11 июля 2018 года
#Публикации
Назад

МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ. ВЭБ до конца текущего года планирует осуществить первые инвестиции в рамках фабрики проектного финансирования, заявил в интервью агентству "Прайм" первый зампред правления госкорпорации Николай Цехомский.

По его словам, ВЭБ видит большой интерес участников рынка к данному инструменту. "Мы подписали на ПМЭФ-2018 соглашения о намерениях рассмотреть возможность реализации в рамках фабрики по восьми проектам на общую сумму более 700 миллиардов рублей", — сказал Цехомский.

О необходимости скорейшего создания в России фабрики проектного финансирования заявил в июне прошлого года президент РФ Владимир Путин. После этого началось формирование "дорожной карты" и стартовал отбор проектов.

"Мы сейчас с партнерами завершаем обсуждение всех условий по ряду проектов. Ожидаем, что все необходимые решения и согласования завершатся в третьем-четвертом квартале, и до конца года мы планируем открыть финансирование. В настоящее время у нас в проработке 12 проектов под фабрику, пять проектов находятся на предварительном рассмотрении", — сообщил он.

СИНДИКАТ КАК ИНВЕСТИЦИИ

Цехомский напомнил, что для участия в фабрике отбираются проекты с объемом инвестиций более 3 миллиардов рублей, сроком окупаемости – до 20 лет, при этом инициатор или инициаторы проектов должны вложить не менее 20% собственных средств. Таким образом, реализуется стандартная для проектного финансирования пропорция 80 на 20.

В синдикате ВЭБ, являющийся оператором фабрики, берет на себя роль кредитного управляющего. "Механизм синдикации позволяет распределять риски проекта между кредиторами, и на каждый рубль инвестиций ВЭБа привлечь 3-4 рубля дополнительных инвестиций в экономику России за счет рыночных источников", — пояснил собеседник агентства.

Первый зампред ВЭБа уверен, что фабрика проектного финансирования не может являться единственной формой стимулирования роста инвестиций в экономику России.

"Это хорошее дополнение к частной инициативе отдельных форм господдержки в виде субсидий, которые позволяют либо заемщикам, либо банкам снизить процентные риски, и в форме госгарантии, которая позволит направить средства институциональных инвесторов на финансирование новых проектов", — полагает он.

Вместе с тем, как и любой другой инструмент, по итогам реализации пилотных проектов, механизм фабрики, возможно, потребует корректировки, чтобы сделать его использование более эффективным, не исключил Цехомский.

ВХОДНОЙ БИЛЕТ НА ФАБРИКУ

Доля участия ВЭБа в проектах фабрики может отличаться, это всегда предмет договоренностей с партнерами.

"Наш базовый принцип — мы не стремимся максимизировать свою долю в синдикатах. Наша задача как Банка развития через свое участие стимулировать увеличение доли коммерческих банков в проектном финансировании. Так, если в рамках фабрики формируется синдикат, минимальное участие группы Внешэкономбанка в синдикате может составить 10%", — пояснил Цехомский.

ВЭБ готов рассматривать предоставление в рамках синдиката как более "длинных" траншей, так и траншей на выплату процентов участникам синдиката на период инвестиционной фазы. В рамках фабрики готов также предоставлять резервные транши, которые могут быть использованы в случаях превышения сметной стоимости проекта, либо на покрытие кассовых разрывов при выплате обязательных платежей кредиторам по другим траншам.

Но для того, чтобы синдицирование в России стало по-настоящему распространенной формой финансирования новых проектов, предстоит еще проделать большую работу.

"В частности, для инициаторов проектов крайне важно удобство работы с пулом банков, при котором организация работы участников синдиката не будет требовать от инициатора взаимодействовать со всеми банками одновременно. Должен соблюдаться принцип "одного окна" и четкое распределение основных функций между участниками синдиката", — заключил он.



Назад

ВЭБ создаст крупнейшую в России экспертную платформу для своих проектов

14 июня 2017 года
#Публикации
Назад


МОСКВА, 13 июн — РИА Новости. ВЭБ создаёт крупнейшую в России платформу для получения российской и зарубежной отраслевой экспертизы своих проектов в экономике, которая объединит десятки тысяч экспертов, сообщил РИА Новости старший вице-президент, руководитель экспертно-аналитической дирекции ВЭБа Дмитрий Иванченко.


"Для получения оперативной первоклассной российской и зарубежной отраслевой экспертизы ВЭБ создает экспертную платформу, которая объединит десятки тысяч экспертов и станет самой большой площадкой в России", — сказал Иванченко, уточнив, что с помощью этой платформы можно будет проверить и оценить рыночные риски, предпосылки финансовой модели, законодательные риски проекта и многое другое.


Экспертная оценка потребуется ВЭБу на этапе предварительной и комплексной экспертизы проектов в соответствии с приоритетами стратегии в промышленности, инфраструктуре, поддержке несырьевого экспорта, содействия процессу перевода оборонных технологий в гражданские, поддержка инноваций и проектов Национальной технической инициативы (НТИ), для получения экспертизы по текущему портфелю проектов.



Первым же шагом при создании экспертной платформы, по словам Иванченко, стало подписанное соглашение с Российской академией наук (РАН), которое предусматривает оказание аналитической и экспертной поддержки деятельности Внешэкономбанка, а именно, возможность привлечения экспертов из Института независимой экспертизы РАН.


"В данный момент прорабатываются технические вопросы и алгоритм взаимодействия с РАН. В июле-августе ВЭБ планирует запустить экспертизу на базе пилотного проекта из портфеля банка", — сказал Иванченко.


Институт независимой экспертизы РАН насчитывает 7,265 тысячи экспертов, которые представляют 79 регионов РФ. На сегодняшний день это самая большая в РФ экспертная панель, заключил старший вице-президент ВЭБа.


Назад

Что Путин пообещал инвесторам

2 июня 2017 года
#Публикации
Назад

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/06/02/692798-chto-putin-poobeschal-investoram" target="_blank">Ведомости, 02 июня 16:08, ПМЭФ2017


Президент не обещал денег, зато предложил госгарантии и новые механизмы поддержки инвестиций.



В начале пленарной сессии вышли участники в порядке выступления - президент России Владимир Путин, премьер Индии Нарендра Моди, федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн и президент Молдовы Игорь Додон. «Вольно!» - пошутил Путин, обращаясь к ним.


Свою речь президент России начал с плюсов российской экономики. Инвестиции превышают рост ВВП. Сейчас стоит цель выйти на темпы выше среднемировых уже к 2019-2020 гг. Россия за прошедшие годы сильно выросла в рейтинге Doing Business, Путин также упомянул региональный рейтинг инвестклимата. В этом году лидеры - Татарстан, Московская, Калужская и Тульская области. После президент приступил уже к перечислению мер, которые должны стимулировать рост инвестиций в России.


На этот раз Путин не был особенно щедр: никаких прямых бюджетных вливаний и новых налоговых льгот. Но зато пообещал расширить госгарантии (это формально увеличит российский госдолг и в будущем может привести к расходам бюджета в случае исполнения гарантий), также пообещал усовершенствовать уже существующие механизмы поддержки и ввести новые.


Во-первых, надо усовершенствовать те различные инструменты налоговых льгот, которые уже есть сейчас. Например, специнвестконтракты. Срок их можно увеличить с 10 до 20 лет, с гарантиями спроса на продукцию и неизменностью условий по налогам, придумал Путин. Еще одна мера - льготы по налогам можно продлить до 2025 гг.


Специнвестконтракт заключается на срок выхода проекта на операционную прибыль, плюс 5 лет, не более 10 лет. Условия - вложения не меньше 750 млн руб.; создание или модернизация промышленного производства и создание рабочих мест (минимальная доля приобретаемого в ходе реализации проекта оборудования - не менее 25% стоимости модернизируемого или расконсервируемого) оборудования. Получатели контрактов имеют льготы по налогам на прибыль (регион может снизить ставку до 0%), а также повышающий коэффициент амортизации не больше 2 в отношении основных средств. Также регион может снизить ставку по налогу на имущество плюс ввести любые другие преференции, ввести льготы по уплате арендной платы за пользование гос- и муниципальным имуществом, в том числе землей.


На российско-американской сессии, которую посетил Путин, просили расширить и улучшить этот механизм. Из недостатков СПИК - ограничение по перечню отраслей; непроработанный механизм предоставления льгот (все зависит от желания региона); слишком большой размер вложений.


Также Путин рассказал об инфраструктурной ипотеке (описанный им механизм при этом был очень похож на уже существующий режим концессий) и о механизме проектного финансирования. Последний механизм будет запускаться на базе ВЭБа. Путин пообещал сопровождение на каждой стадии проекта: от его поиска и запуска до привлечения финансирования и реализации. А чтобы в проекты могли одновременно вкладывать деньги различные инвесторы, инвестфонды и пенсионные фонды, необходимо побыстрее принять в Госдуме поправки о синдицировании кредитов, призвал Путин: только вчера об этом до вечера говорили. Накануне, 1 июня, президент встречался с представителями мировых инвестфондов, под управлением которых $11 трлн.


Синдицирование позволяет консорциуму банков инвестировать в один проект на одинаковых условиях, под единый залог. В России банки уже синдицируют кредиты, однако в суде эти договоренности рассыпаются, так как это понятие не сформулировано в законе о синдицировании долгов, говорил председатель ВЭба Сергей Горьков, концепцию проектного финансирования придумал министр экономического развития Максим Орешкин совместно с ВЭБом.


Выдача длинных денег ВЭБом и будет сопровождаться госгарантиями - о такой поддержке уже просил ВЭБ. Однако Минфин сейчас отрицательно относится к госгарантиям. Текущий размер выданных гарантий уже несет системные риски, указывало министерство в «Основных направлениях долговой политики».


Путин предложил продумать процесс возврата капиталовложений за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодополучателей и выгодоприобретателей инфраструктурных объектов, - это бюджеты разных уровней, инфраструктурные монополии, другие пользователи инфраструктуры.


«Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит», - описал Путин.


Это развитие идеи концессии, я бы сказал - умная концессия, поясняет высокопоставленный чиновник. Он перечислил ее преимущества. Во-первых, собирание пула инвесторов. Во-вторых, единые нормативные подходы, чтобы не было повторения башкирского и прочих кейсов. В-третьих, в целом стандартизация всех этапов по всем направлениям. В-четвертых, переработка всех инфраструктурных расходов государства с целью повысить мультипликатор инфраструктурных расходов к бюджетному финансированию.


Таким образом, Путин фактически вступился за рынок государственно-частного партнерства, оказавшийся под угрозой после решения Арбитражного суда Москвы, вынесенного накануне. Суд согласился с ФАС в том, что концессии, где все затраты частного инвестора компенсируются из бюджета, - лишь имитация концессий, а по сути - госзакупка, которая должна проходить по другим правилам. Спор возник между ООО «Башкирдорстрой», выигравшим конкурс госкомитета Башкирии по транспорту на строительство автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, и Федеральной антимонопольной службой, которая в январе предписала этот конкурс аннулировать за то, что все расходы концессионера должны были покрываться государством. Дело сочли прецедентом, который может вызвать вопросы к 40 действующим проектам, в том числе к «Платону», платной трассе Москва – Петербург и ЦКАДу.


Президент считает возможным, что затраты инвестора возмещает именно государство - как раз то, что сочли спорным ФАС и суд, подчеркивает вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Может быть, это развитие идеи инфраструктурных фондов, которые сейчас обсуждаются правительством и экспертным сообществом, когда налоговые и иные поступления от объекта будут поступать в специальный фонд, из которого будут компенсироваться расходы частных инвесторов, говорит Чичканов. Такая система позволяет сглаживать госрасходы - государство тратит деньги не сначала и много, а потом, когда новая инфраструктура начинает генерировать экономический и социальный эффект, замечает он. Но важно, чтобы риски расчета и сбора поступлений взяло на себя государство, иначе инвесторам будут неинтересны такие проекты, предупреждает Чичканов. На практике для инвесторов это ничем не будет отличаться от концессий с платой концедента, поставленных под сомнение ФАС, но будет разница с точки зрения госрасходов, объясняет он.


Путин уделил внимание развитию цифровой экономики - этой теме на форуме было посвящено несколько сессий, об этом на свой панели говорил и американский бизнес. Путин показал, что погрузился уже сам в тему: упомянул термин Big Data, призвал к ликвидации цифровой безграмотности. Накануне его помощник Андрей Белоусов говорил, что это должно быть сродни ликвидации безграмотности в начале XX в.


Путин сказал, что дал поручение правительству в сфере цифровой экономики. Тем самым слова первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что Путин «заболел» цифровой экономикой, подтвердились.


«Добро пожаловать к реальной работе в России», - закончил выступление президент.


Назад

"Мнение": Сергей Горьков о положении Внешэкономбанка

26 мая 2017 года
#Публикации
Назад


Ведущая Эвелина Закамская


ВЕДУЩАЯ: Сергей Николаевич, здравствуйте.


Сергей ГОРЬКОВ: Добрый день.


ВЕДУЩАЯ: Спасибо за то, что пришли в нашу студию сегодня. Что можно сказать о положении ВЭБа в этот момент? Потому что по нему можно судить и о состоянии экономики, и о спросе на кредитование, и о готовности новых проектов. Итак, каково сегодня положение дел?


Сергей ГОРЬКОВ: Ну, давайте начнем с прошлого года немножко, потому что прошлый год был не такой простой для ВЭБа. Сейчас уже, наверное...


ВЕДУЩАЯ: По нему все цифры озвучены, но тем не менее, давайте, чтобы оттолкнуться.


Сергей ГОРЬКОВ: Теперь уже открыть определенную тайну, что, конечно, мы были близки к дефолту, и это был сложный год для нас, для команды. Могу сказать, что, наверное, если математически посмотреть на эту модель - наверное, решения не было. Но совместным трудом, и командой, и поддержкой со стороны правительства, со стороны руководства страны эту задачу удалось решить. И вот сейчас можно уже с уверенностью сказать, что мы чувствуем себя нормально. Что значит - нормально? Это означает, что мы не просто можем говорить о том, что у нас нет кризиса - мы можем уже инвестировать в экономику. Вот градусник, если мерить у больного, 36,6. Когда 36,6, наверное, человек уже может что-то делать физически. Наверное, уже нормально. Вот мы, у нас 36,6, точно. И в этом смысле мы уже в прошлом году начали инвестировать, но в этом году мы увеличиваем объемы инвестиций в экономику. И я считаю, для института развития это очень важно. А если говорить о результатах первого квартала, в принципе, мы, конечно, ожидаем, что этот год для нас будет еще убыточен. Следующий год мы планировали, по нашему бизнес-плану, позитивным. Ну вот так бывает, что, например, первый квартал у нас позитивен. У нас прибыль в первом квартале. Хороший для нас тоже сигнал. Хотя в целом мы еще раз смотрим на 2017 год как на год трансформации, и поэтому планируем убытки.


ВЕДУЩАЯ: Но если первый квартал стал таким примером неожиданного успеха, то, может быть, и год пройдет так же? Или вы ожидаете каких-то изменений?


Сергей ГОРЬКОВ: Дело в том, что 2017 год для нас год трансформации не только в части внутри команды процессов. Это в первую очередь трансформация активов и работы с активами. У нас есть несколько активов, которые в этом году нам нужно будет реализовать. Это наши банки коммерческие - как российские, так и украинские. Мы близки к этому решению. К сожалению, эти решения не простые как с точки зрения реализации, так и с точки зрения результатов. Поэтому все-таки планово они должны нам принести негативные результаты в этом году. Но вот тем не менее первый квартал для нас оказался позитивным.


ВЕДУЩАЯ: По этим активам, с которыми вы намерены распрощаться, - я так понимаю, речь идет об украинской "дочке" и речь идет о банках - "Глобэкс-Банк" и "Почта Банк"?


Сергей ГОРЬКОВ: "Связь".


ВЕДУЩАЯ: "Связь-Банк", да. "Связь-Банк". Есть уже понимание по инвесторам? Есть понимание по тем, кто проявляет интерес к этой покупке? И почему вы думаете, что это будет негатив? С одной стороны, вы же получаете и финансовую поддержку в результате этих сделок?


Сергей ГОРЬКОВ: Да, интерес есть. С точки зрения украинского банка процесс продолжается. Мы ожидаем решения Национального банка Украины. С точки зрения "Глобэкс" и "Связи" тоже есть интересанты, но в целом эти сделки делались очень давно и по очень высокой цене. И за это время изменилась и экономическая ситуация, стоимость этого актива существенно изменилась. Поэтому все равно будет разница существенная между тем, что стоит по балансу и когда-то было приобретено, и тем, что сейчас мы можем продать. Потому что существенная разница с точки зрения цены рыночной, понимаете? Это не один-два раза, это достаточно большие изменения произошли с момента 2008-го, 2007 года, докризисного периода еще. Поэтому говорить о том, что продать эти банки можно с прибылью, к сожалению, нельзя.


ВЕДУЩАЯ: А по украинской "дочке" проявляли интерес два покупателя. Все-таки есть понимание сегодня, продаете кому-то одному или по долям?


Сергей ГОРЬКОВ: У нас на самом деле был достаточно сложный период. У нас появляются международные интересанты, по сих пор, кстати, появляются.


ВЕДУЩАЯ: Венгерские, по-моему.


Сергей ГОРЬКОВ: К примеру. До сих пор, кстати, у нас появляются новые интересанты на приобретение. И это, знаете, такой показатель, что все-таки украинский банк неплохо существует. Нельзя сказать, что он в полной мере стал таким хорошим банком, но тем не менее он нормализован. Работа его нормализована, он работает. С точки зрения покупателей, у нас сейчас два покупателя. И сейчас мы находимся в финальной стадии определения, в финальной стадии определения условий сделки. Поэтому мы надеемся, что в первом полугодии произойдет решение.


ВЕДУЩАЯ: До 1 июля получится, как вы предполагаете?


Сергей ГОРЬКОВ: Ну, мы будем надеяться. Мы предполагали, что до 1 июля. Мы надеемся, что это получится до 1 июля. Понятно, что не все зависит от нас. Но мы надеемся, что мы сможем до 1 июля принять решение.


ВЕДУЩАЯ: Что показывают остальные проекты, портфель ваших проектов? Потому что там есть проекты старые, есть проекты, что называется, серии "ВЭБ 2.0". И как, какие из них наиболее приоритетные, перспективные? И в чем изменилась бизнес-модель? Здесь мы говорим о проектах "ВЭБ 2.0".


Сергей ГОРЬКОВ: Знаете, мы разделили портфель на четыре, на три, скорее всего этапа. Или на три основные составляющие. Мы разделили, во-первых, стратегический портфель и не стратегический. С чем это связано? Если вы знаете, была принята стратегия, которая определила приоритетные направления ВЭБа. Исходя из этих двадцати шести приоритетных направлений, мы определили, что этот портфель стратегический. И мы определили часть не стратегического портфеля, в котором мы работаем с другим типом, другим подходом.


ВЕДУЩАЯ: Стратегический - это самые длинные проекты?


Сергей ГОРЬКОВ: Нет. Стратегический - это те, которые соответствуют нашим стратегическим приоритетам. Они разные. Ну, к примеру, есть там микроэлектроника или есть вопросы, связанные с переделами: нефтехимия, глубокая химия. Это наши приоритеты. И это мы называем стратегическим портфелем.


ВЕДУЩАЯ: Производство продукции с высокой добавленной стоимостью.


Сергей ГОРЬКОВ: Да, правильно абсолютно. Это то, что мы называем "догоняющее развитие" - то, что нужно вкладывать, что нужно создавать в России для того, чтобы создавать добавленную стоимость. И для нас это стратегический портфель, и мы его так и определили. Второй этап - это не стратегический портфель, о котором мы говорим, что те проекты, которые у нас раньше были в портфеле, может быть даже и хорошие, - но это проекты, которые не являются нашим приоритетом. К примеру, ряд проектов АПК или деревообрабатывающего комплекса, который мы определили не стратегическим, мы занимаемся с ними по-другому. Но есть еще проекты "старого нового портфеля". Почему деление на четыре части? Потому что есть старый портфель, с которым мы продолжаем работать, могу сказать - достаточно успешно, и есть новый портфель. Вот всеми четырьмя этапами, четырьмя частями мы активно занимаемся. Мы не занимаемся одним, потому что невозможно. Мы занимаемся сразу четырьмя. И в этом, наверное, наша особенность, потому что если ты упускаешь одну часть, на самом деле будет влияние на все остальное. Если говорить про старый портфель - что вы спросили, про "плохой портфель", на самом деле...


ВЕДУЩАЯ: Старый весь плохой?


Сергей ГОРЬКОВ: Старый не весь плохой. Надо сказать, что у нас есть в портфеле много проектов, которые являются хорошими проектами и реализуются. Это "Мираторг", это "Аммоний". Вчера мы летали на "Аммоний", это крупное предприятие в Татарстане. И оно прекрасно работает, прекрасное предприятие, можно показывать как один из примеров строительства новых предприятий - в срок, дешевле, на полную мощность работает по выпуску продукции. Но есть портфель, который, конечно, завис.


ВЕДУЩАЯ: Проблемный.


Сергей ГОРЬКОВ: Да. И здесь мы подошли совершенно иным способом. Мы посчитали, что сначала важно эти проекты запустить: сделать так, чтобы они работали, а потом уже заниматься их реструктуризацией или продажей и так далее. И в этой части нам удалось тоже немало сделать. К примеру, деревообработка: у нас в портфеле было шесть проектов, из которых работал только один. Один проект только выпускал продукцию, остальные просто стояли, находились в простое. Сейчас я могу сказать, что мы их все запустили, все работают. Многие из них выйдут в этом году, большинство, на рентабельность, что очень важно. И конечно, совершенно другая история с точки зрения работы с ними в перспективе. Появились интересанты на покупку. Потому что когда у вас предприятие стоит - интересантов нет. Как только начинает работать - появляется интерес. Поэтому уже есть интерес. Мы даже придумали, что не надо идти просто по этапу продажи. Возможно, нужно создать новую стоимость. Вот наш новый проект, который мы представили в Красноярске и будем представлять в Питере на форуме, это строительство ЦБК. Это двадцать лет в Советском Союзе и в России, 25-30 лет не строился ни один ЦБК.


ВЕДУЩАЯ: Целлюлозно-бумажный, да?


Сергей ГОРЬКОВ: Да. Мы занимаемся первым переделом, но не занимаемся вторым и третьим. И наш новый проект - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае. Поэтому мы конвертируем проект, который стоял, не работал. Мы его сначала запустили, теперь мы сделали добавленную стоимость и теперь формируем совершенно новый проект.


ВЕДУЩАЯ: А запустили как? Это какие-то новые подходы - менеджерские, управленческие подходы? И есть ли планы по выходу из этих проектов? По возврату этих кредитов?


Сергей ГОРЬКОВ: Знаете, что-то новое, конечно, есть. Но в основном это такая работа именно новой команды менеджеров, которые просто, знаете, формируют, что называется, нормальную работу предприятия. Потому что когда оно у вас стоит пять, шесть, семь лет, запустить такое предприятие - это большой труд на самом деле. И мы формируем команды, профессиональные отраслевые команды, которые запускают это предприятие. И запускали мы в Красноярске завод, "Краслесинвест" и обнаружили, что линия была смонтирована в противоположную сторону, представьте. То есть в принципе нельзя было выпустить ничего, потому что она в противоположную сторону выпускала продукцию. Мы вынуждены были ее перемонтировать и запустили предприятие.


ВЕДУЩАЯ: На те проекты, которые удалось перезапустить, сколько дополнительных финансовых средств пришлось потратить?


Сергей ГОРЬКОВ: Вы знаете, как ни странно, не такие большие средства. "Краслесинвест", я вам могу сказать, что это крупное достаточно предприятие, мы потратили 300 миллионов рублей, для того чтобы его запустить. Хотя в плане было 3-4 миллиарда для запуска. И нам удалось запустить за два-три месяца, а плановые показатели запуска были девять-десять месяцев. Поэтому, в принципе, это вопрос творческий. Я считаю, что запуск не стоит очень дорого, потому что, как правило, и готовность высокая. Вопрос концентрации фокуса и профессионализма команды.


ВЕДУЩАЯ: А много проектов, где все это не помогло - и с ними придется попрощаться?


Сергей ГОРЬКОВ: Есть и такие. Ну, наверное, такой анализ говорит, что где-то десять проектов у нас сейчас в портфеле. Это уже не так много, как казалось раньше. Десять проектов, которые являются для нас достаточно сложными и требуют таких совершенно нестандартных решений. Понимаете, у нас нет простого решения продать или попрощаться. Как можно попрощаться? Затрачены деньги. Невозможно попрощаться просто так, нужно придумать какой-то exit.


ВЕДУЩАЯ: Ну, к сожалению, есть такие примеры, бывают. Встречаются.


Сергей ГОРЬКОВ: Бывают. Наша задача - придумать exit, который будет минимально убыточен для банка, минимальные нести затраты для банка и, самое главное, максимален для экономики страны. Поэтому мы ищем решения. Вот у нас сейчас есть десять проектов, которые для нас являются такими сложными. То есть у них нет простых решений.


ВЕДУЩАЯ: Но там будут какие-то нестандартные решения? Продажа, вы сказали, не лучший вариант, это последний вариант.


Сергей ГОРЬКОВ: Да.


ВЕДУЩАЯ: Перепрофилирование?


Сергей ГОРЬКОВ: Перепрофилирование. Мы называем это, знаете, turn around - такое английское слово, которое говорит "перезапуск". То есть мы смотрим на это другими совершенно глазами, привлекаем не как обычный классический банк. Мы смотрим на профессиональные команды. Иногда просто смотрим даже другие рынки, просто другие отрасли. И начинаем комбинировать и придумывать решения, может быть, не совсем очевидные с первого взгляда. С другой стороны, мы видим из этого выход. То есть мы не бросим эти активы. Мы придумаем какой-то вариант, который будет для нас минимально... Максимально эффективен для баланса или минимально ущербен для баланса, но при этом в экономику даст максимальный результат.


ВЕДУЩАЯ: Для реализации новых проектов - кстати, скажите, сколько их - вы предложили формат и называли его как-то... "фабрика проектного финансирования". Он подразумевает новые решения по финансированию, и он подразумевает дополнительное государственное участие в виде субсидирования части процентные ставки. Потому что вы исходили из своих, видимо, финансовых возможностей, чтобы предоставлять кредиты на более длительный срок под более низкий процент. Так сколько этих проектов и каково решение все-таки финансовых властей на ваши предложения?


Сергей ГОРЬКОВ: Этот проект обсуждается, поэтому решение будет принято, я надеюсь, в ближайшее время. Инструмент, который мы вместе с Минэкком формируем, - это инструмент, позволяющий привлечь в экономику страны дополнительные деньги. В чем проблема? Проблема в том, что проектное финансирование - это финансирование, когда вы начинаете инвестировать с нуля. Собираетесь построить завод - фактически в чистом поле строится предприятие. И поэтому здесь, конечно, очень высокие риски. Как правило, банки коммерческие на эти риски не очень идут. Почему? Ну потому что он высок, риск проектов с высокой степенью... не так много. Поэтому в классическом коммерческом банке - среднем или крупном - проектов, связанных с проектным финансированием - всего 10-15 процентов. Для того чтобы строить новую экономику, строить новые предприятия, этого недостаточно. Нужно повышать количество именно таких проектов. Поэтому новая система, новый механизм предполагает именно полный фундаментальный механизм, каким образом привлечь деньги именно в эти проекты. И коммерческих банков и, конечно, роль ВЭБа в этом будет достаточно существенна, потому что ВЭБ будет на себя брать основную часть риска: именно первый этап риска, самый сложный этап риска. И мы считаем, что именно через этот механизм именно институт развития как ВЭБ сможет привлечь достаточно крупные деньги в российскую экономику. Мы считаем, что на один рубль ВЭБа, который мы вложим, можно привлечь от 2 до 4 рублей чисто коммерческих денег. Это новый механизм запуска, который позволит дать в экономику в будущем 500, может быть 600 миллиардов рублей ежегодно. Поэтому, мы считаем, это очень важный механизм. ОН находится в финальной стадии проработки, и я думаю, что в ближайшее время он сможет быть принят и мы начнем реализацию.


ВЕДУЩАЯ: Через Думу надо что-то проводить, какие-то законодательные...


Сергей ГОРЬКОВ: Да. Требуются в законодательстве определенные решения, в первую очередь закон о синдикате. Потому что для того, чтобы привлекать именно деньги коммерческих организаций, коммерческих банков, пенсионных фондов, других игроков рынка очень важно создать механизм. Называется он "синдицирование кредитования", когда четкие и понятные роли у всех участников синдиката - и все одинаково защищены или защищены по определенным понятным и прозрачным правилам. Вот задача этого закона эти правила определить. И мы надеемся, что в этом году этот закон можно будет принять, и тогда мы сможем в полной мере реализовать те задумки, которые у нас сегодня.


ВЕДУЩАЯ: А когда может заработать эта "фабрика" и такой формат финансирования?


Сергей ГОРЬКОВ: Я думаю, что в полной мере с 2018 года. Но мы бы хотели, конечно, в 2017 году первые пилотные сделки, мы могли бы это сделать уже осенью этого года.


ВЕДУЩАЯ: Если вы охарактеризовали положение ВЭБа как температуру 36,6, то поясните, какие сегодня возможности, насколько стабильно идет погашение внешних задолженностей ВЭБа и какие источники финансирования вы можете привлечь для улучшения капитализации ВЭБа через биржевые облигации в частности - этот механизм сейчас известен.


Сергей ГОРЬКОВ: Ну, мы совершенно в графике с точки зрения выплат внешнего долга. У нас нет никаких нарушений, я бы сказал, ни минуты. Мы обычно выплачиваем даже чуть заранее. С точки зрения ликвидности у нас тоже все в порядке. У нас больше 200 миллиардов рублей ликвидности, положительная. Поэтому мы с точки зрения ликвидности себя чувствуем тоже позитивно. Мы активно работаем на внутреннем и внешнем рынке заимствований. Про внешний рынок: мы много сделали в конце прошлого года и с китайцами, и с японцами, и с корейцами. В этом году мы двигаемся на Ближний Восток. Например, решение об открытии представительства нашего в Абу-Даби, в Эмиратах. Потому что понятно: когда закрыты европейские рынки, нужно двигаться на Восток.


ВЕДУЩАЯ: И там большой потенциал, больше трех миллиардов долларов.


Сергей ГОРЬКОВ: Да, там гигантский потенциал. Поэтому мы считаем, что если в Китае и Японии нам удалось сделать шаг в прошлом году, мы сконцентрировались в этом году и концентрируемся на Ближнем Востоке. И первые шаги мы уже там сделали. Я уверен, что это будет набирать обороты.


ВЕДУЩАЯ: Будете открывать представительство?


Сергей ГОРЬКОВ: Да, будем открывать представительство в Абу-Даби. Думаем, что это правильное место с точки зрения залива. У нас хорошие отношения с банками в Эмиратах, у нас хорошие отношения с регулятором. Поэтому я думаю, что нам удастся в этом году открыть представительство. И не только представительство: я думаю, что нам удастся в целом построить хорошие взаимоотношения.


ВЕДУЩАЯ: Сергей Николаевич, занимать на внешних рынках, выходить на внешние рынки - насколько сложно это в условиях продолжающегося давления на Россию и повышенного интереса со стороны, в частности, американской администрации к ВЭБу и всем встречам, всем контактам, которые происходят и происходили? Это давит, есть такое?


Сергей ГОРЬКОВ: Я не скажу, что это давит. Могу сказать, что это неприятно. Вот то, что это неприятно - это точно. С другой стороны, знаете, это давление, которое существует - оно, конечно, существует. С другой стороны, это дает определенный, знаете, позитив, что ли. Потому что когда ты достигаешь результата, это вдвойне приятно. Поэтому для нас, конечно, очень важны стали взаимоотношения с китайскими банками в прошлом году. И мы уверены, что и в этом году продлятся наши отношения с китайскими банками. Мы ожидаем тоже привлечения определенного со стороны китайских банков. Но для нас сейчас важная задача, конечно, - Ближний Восток. Потому что Ближний Восток - это "вторая нога". Конечно, Юго-Восточная Азия - это крупный рынок, большой рынок. Но Ближний Восток - это всегда хорошие деньги, это большой объем денег. И здесь нам нужно иметь вторую ногу. Мы все-таки близки к Ближнему Востоку с точки зрения географии тоже. Россия не так далека. Кроме прочего, мы видим потенциал экспорта. Поэтому мы видим, что есть синергия - и страны Ближнего Востока, и Иран. Поэтому мы видим, что возможность построения такой, знаете, сингулярной задачки, когда можно будет решать не только задачи привлечения денег в экономику, но еще и поддержки экспорта.


ВЕДУЩАЯ: В 2014 году, когда перед ВЭБом закрывались двери всех западных банков и западных партнеров, настроения по вопросу разворота на Восток начинались с такого безудержного оптимизма - до растерянности. Потому что вдруг выяснилось, что на Востоке нас не ждут. Сегодня, спустя два, уже третий год, можно сказать, что эти двери удалось открыть все-таки? Это разворот удается сделать?


Сергей ГОРЬКОВ: Вы знаете, я хочу сказать - да, удалось. Потому что я не ощущаю, что там были закрыты двери. Вопрос, мне кажется, - мы не знали, как дверь эту открыть или как туда стучаться. Потому что Восток, Ближний Восток и Дальний Восток имеют, конечно, свою специфику. Совершенно разную с точки зрения психологии, с точки зрения бизнеса, с точки зрения даже идеологии и философии совершенно разные части мира. И поэтому с каждым из них нужно уметь работать по-разному. Мы, когда говорим про Восток, мы все время говорим, что это что-то такое единое. Конечно, это не единое. Каждая страна имеет свою специфику. Вот мне кажется, очень важно найти ключ к каждой двери. И вот я как человек, который много лет посвятил арабскому Востоку и могу сказать, конечно, сильно отличается, к примеру, от Китая. Совершенно другие принципы работы. И мне кажется, здесь вопрос - как мы с этим работаем.


ВЕДУЩАЯ: Ваши новые партнеры приедут на Петербургский международный экономический форум?


Сергей ГОРЬКОВ: Да, приедут.


ВЕДУЩАЯ: И какую программу вы им предложите? Петербургский форум - это всегда показатель положения России и в мировой экономике, и на международной политической арене. Много гостей - мало гостей, число лидеров, число участников, качество участников - это важные индикаторы для нас.


Сергей ГОРЬКОВ: Абсолютно с вами согласен. Но в целом, я думаю, что это индикатор в целом и для экономики России, и индикатор для... Очень много сделок традиционно на питерском форуме подписывается. Вы знаете, мы в этом году на Питерском форуме решили сформировать иную совершенно повестку с точки зрения ВЭБа. Потому что в нашей стратегии определена поддержка инноваций как одно из наших важных направлений. И вот мы решили на питерском форуме сконцентрироваться именно на инновациях. Мы хотим показать те проекты инновационные, которые мы поддерживаем. И даже традиционный стенд мы решили сделать нетрадиционным: рассказать не о себе, о рассказать о тех проектах, которые мы поддерживаем. И мы хотим именно сконцентрироваться на инновациях как подход, как экосистема - и рассказать и о проектах. Поэтому у нас такая, знаете, задачка достаточно, с одной стороны, узкая, может быть, но с другой стороны...


ВЕДУЩАЯ: Конкретная.


Сергей ГОРЬКОВ: Очень конкретная и важная в нашей стратегии.


ВЕДУЩАЯ: Какие главные проекты там будут представлены?


Сергей ГОРЬКОВ: Вы знаете, там будет проект, наверное, самый важный, о котором мы будем рассказывать, и сессия, которую мы организуем, - сессия про Blockchain. Мы пригласили мировых спикеров, мы хотим пообсуждать перспективы Blockchain, проблемы Blockchain. И очень представительная будет панель. И мы уверены, что это достаточно новое явление не только для России, это вообще новое явление для мира. Вы знаете, я Blockchain сравниваю, как интернет девяностых годов. Помните, когда у нас был инранет и интернет. И все делали... В чем была разница между интранетом и интернетом? Все немножко не доверяли интернету и делали свои локальные сети, помните? И вот сейчас этих фактически локальных сетей ни у кого нет, потому что пришло доверие и все стали работать в интернете, правильно? Вот Blockchain проходит тот же этап. И нужно время. Хотя я уверен, в этом большая перспектива. Какие другие проекты? Это проект, к примеру, MaximaTelecom, проект Wi-Fi бесплатного в Москве. Теперь MaximaTelecom идет в Питер, они открывают первую ветку Wi-Fi в питерском метро. Это один из наших партнёров, с которым мы активно работаем. Это проект, связанный с малыми спутниками "Даурия" - спутники, которые имеют очень маленький размер, но являются дистрапторами крупнейших в перспективе компаний именно космической отрасли. Поэтому мы идем в инновационные проекты и мы будем рады видеть гостей на нашем стенде.


ВЕДУЩАЯ: Банку развития исполняется десять лет в этом году. Десять лет назад был подписан закон о переименовании Внешэкономбанка в банк развития. Идея банка развития - она вами принимается?


Сергей ГОРЬКОВ: Абсолютно. Мы считаем, что институт развития, банк развития абсолютно важен для страны. И наша стратегия полностью этому соответствует. Она соответствует тому, что мы должны сконцентрироваться на том, чтобы строить экономику, новую экономику России. И в этом наша задача. С одной стороны, мы должны высокие переделы - это очень важно, и это наша ближайшая задача. С другой стороны - мы должны инвестировать в так называемые Jump-технологии, то есть технологии, которые могут Россию двигать вперед, которые могут вывести ее технологически на уровень ведущих стран. И вот наша задача - почему мы про инновации хотим больше сказать на форуме в Питере, потому что задача - двигаться туда тоже.


ВЕДУЩАЯ: Я желаю вам успехов. Большое спасибо.


Сергей ГОРЬКОВ: Спасибо большое.


ВЕДУЩАЯ: До встречи в Петербурге. Сергей Горьков был гостем программы "Мнение". Спасибо за внимание и до свидания.


Назад

ВЭБ поворачивается блоком к клиентам

12 апреля 2017 года
#Публикации
Назад

http://www.kommersant.ru/doc/3268679" target="_blank">Коммерсант.ru

12.04.2017,

Ксения Дементьева


Госкорпорация меняет подходы к финансированию проектов




Чтобы выполнить предусмотренные стратегией цели по финансированию приоритетных для государства проектов, ВЭБ изменит подход к работе с клиентами. До конца апреля в его структуре появится корпоративно-инвестиционный блок (КИБ), куда войдут 200 сотрудников. Последним предстоит добиться сокращения сроков рассмотрения заявок вдвое, до 120 дней и курировать их реализацию. Отрасли инвестирования будут ограничены.


Согласно стратегии ВЭБа, объем предоставленного финансирования, включая долевое и долговое, к 2021 году должен составить 200 млрд руб. Из них на проекты, соответствующие приоритетам государства, должно приходиться до 80%. В 2016 году совокупный объем предоставленного финансирования составил, по данным ВЭБа, около 100 млрд руб.


По словам собеседников "Ъ", близких к госкорпорации, при сохранении действующих подходов выполнение задач стратегии выглядит нереалистично. "Клиенты ВЭБа жалуются на долгие сроки принятия решений, непрозрачность,— говорит один из собеседников "Ъ".— После предоставления средств отсутствует единый контроль реализации и сопровождения проектов". Еще на стадии отбора проектов их оценка недостаточна, что вело к финансированию неуспешных проектов, указывает другой сотрудник ВЭБа. "Мы провели анализ действующей бизнес-модели и пришли к выводу о ее неэффективности, невозможности на ее основе достичь выполнения стратегии,— сообщили в пресс-службе ВЭБа.— Проблемы с бизнес-моделью "старого" ВЭБа привели к финансовым потерям и необходимости докапитализации (за девять месяцев 2016 года ВЭБ получил субсидии государства на 150 млрд руб.— "Ъ"). Проблемные активы оценивались в 1,3 трлн руб., большей частью это спецпроекты".


В рамках новой бизнес-модели ВЭБ создает КИБ. По информации "Ъ", его формирование будет завершено до конца месяца, в новый блок войдут 199 сотрудников. Структура КИБа будет состоять из трех уровней. Первый — вице-президенты по приоритетным отраслям инвестирования; второй — управляющие и исполнительные директора, специализирующиеся также по отраслям; третий — пул менеджеров agile (гибкого управления проектами). "Под каждый потенциальный инвестпроект будет собираться команда сотрудников разных служб банка, задействованных в процессе,— уточнили в ВЭБе.— На каждом этапе будет свой лидер проекта. Данная структура позволяет гибко управлять человеческим ресурсом и иметь четкую экспертизу по приоритетным направлениям инвестирования". Проектные менеджеры будут отвечать за конкретные проекты — в среднем по пять проектов на одного менеджера — и курировать их сквозное сопровождение.


Основным продуктом КИБа станет проектное финансирование (структура сделок будет формироваться с учетом возможностей синдицирования и вхождения в капитал, предоставления займов и гарантий). Проекты будут отбираться на определенных принципах. Минимальный размер предоставляемых ВЭБом (согласно меморандуму о финансовой политике) средств — 1 млрд руб., срок окупаемости проекта — более пяти лет, общая стоимость проекта — более 2 млрд руб. "Действующие клиенты остаются в группе ВЭБа, но принято решение сосредоточиться в основном на следующих областях: инфраструктуре, промышленности высоких переделов (например, Ивановский полиэфирный комплекс, в финансировании строительства которого примет участие ВЭБ), переводе ОПК на гражданскую продукцию, высокотехнологичной сфере и экспорте,— сообщили в госкорпорации.— При этом задачи конкурировать с коммерческими банками за проекты нет". Но сроки рассмотрения заявок должны быть на рыночном уровне — их планируется сократить с 240 до 120 дней. При этом четкие сроки в рамках KPI менеджеров будут установлены на каждом этапе работы с клиентом — от начальной экспертизы до выдачи средств и последующего сопровождения.


По мнению экспертов, изменения в работе ВЭБа необходимы. "ВЭБ действительно демонстрировал не всегда эффективную и прозрачную систему принятия решений о кредитовании тех или иных проектов,— говорит партнер "НЭО Центра" Александр Ракша.— Сильной конкуренции с коммерческими банками ожидать не стоит. Во-первых, в России не так много банков, предоставляющих полноценное проектное финансирование, во-вторых, приоритетные отрасли выбраны в том числе с учетом высокой капиталоемкости проектов, высоких коммерческих рисков и длинных сроков окупаемости. Коммерческие банки редко идут в подобные истории". Срок рассмотрения заявки в 120 дней — вполне конкурентный, осталось только стандарты работы подтянуть, отмечает аналитик "Алор Брокера" Кирилл Яковенко. По словам господина Ракши, из институтов развития на сегодня быстрее рассматривает заявки Фонд развития промышленности (до 90 дней), но там суммы займов меньше — до 500 млн руб.



Финансирование для ВЭБа


"Мы запустим новую модель финансирования, состоящую из государственного и рыночного элементов",— сообщили "Ъ" в ВЭБе. Финансирование от государства будет предоставляться в виде капитала --150 млрд руб. (согласно базовому сценарию, ежегодно с 2017 по 2021 год) и из средств Фонда национального благосостояния в размере согласованных лимитов (300 млрд руб.), через госгарантии по проектам с повышенным уровнем риска, реализуемым в интересах государства, а также через использование механизмов субсидирования процентной ставки. Рыночное финансирование включает привлечение средств на внутреннем рынке (облигации ВЭБа) и использование внешнего финансирования. Его примером в условиях санкционных ограничений может служить привлечение фондирования от китайских коммерческих банков, а также от Государственного банка развития Китая. Кроме того, ВЭБ надеется добиться возможности привлечения клиентских средств на счета и депозиты, против чего сейчас выступает ЦБ, так как ВЭБ не имеет банковской лицензии. "Мы сейчас ведем консультации со всеми заинтересованными сторонами, надеемся найти приемлемый для всех вариант",— сообщили в ВЭБе.



Назад

Николай Цехомский: исламский банкинг станет источником инвестиций в Россию

16 февраля 2017 года
#Публикации
Назад

https://ria.ru/interview/20170216/1488104742.html">РИА Новости,
16.02.2017 13:00




Словосочетание "исламский банкинг" пока чуждо большинству россиян, однако этот инструмент популярен на Востоке. Он предполагает более тесные взаимоотношения банка, финансирующего проект, и компании, его реализующей. В России пока нет законодательных норм, дающих возможность развиваться этому виду бизнеса, но Банк России с участниками рынка работают над устранением этих пробелов.


Какую пользу исламское финансирование может принести экономике РФ, как с помощью этого механизма ВЭБ сможет помочь экспортерам и чем отличается мурабаха от иджара, рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Цехомский.


— Как в банке видят развитие исламского банкинга в РФ? Считают ли в ВЭБе важным и необходимым развитие такого вида банкинга и почему? Как это может повлиять на развитие финансовой системы в РФ?


— В кризис 2008-2009 годов исламский, или, как он по-другому называется, партнерский, банкинг привлек к себе пристальное внимание инвесторов со всего мира, наглядно продемонстрировав преимущества этой модели по сравнению с традиционной, как более устойчивой к внешним потрясениям.


В частности, ключевой сегмент рынка исламского финансирования, рынок сукук (аналог долговых бумаг), начиная с 2008 года демонстрировал высокие темпы роста – выпуски этих бумаг выросли более чем в пять раз к 2013 году.


В России повышенный интерес к использованию инструментов партнерского банкинга возник в 2014 году с учетом введения западными странами секторальных санкций, которые ограничили доступ на рынок капитала для многих российских компаний, включая Внешэкономбанк. С учетом этого развитие связей со странами исламского мира в торговой, экономической и инвестиционной сферах стало одним из важных направлений деятельности нашего государства, на территории которого проживает более 20 миллионов мусульман.


Для Внешэкономбанка исламский банкинг открывает новые возможности как для фондирования инвестиционной деятельности, так и в части поддержки российского промышленного экспорта.


Мы считаем, что развитие этических финансов окажет положительное влияние на развитие российской экономики и финансовой системы. С появлением нового источника инвестиций возникнут новые финансовые организации, специализирующиеся на исламском банкинге, что добавит конкуренции и поспособствует оздоровлению банковской сферы, появятся и новые финансовые инструменты для участников рынка.


— Есть ли в разработке у ВЭБа проекты по исламскому банкингу? Какие и с какими финансовыми институтами?


— Мы прорабатываем возможности привлечения финансирования под конкретные проекты с учетом запросов, поступающих от наших клиентов, занимаемся поиском инвесторов на исламском финансовом рынке. Мы интенсивно развиваем связи с финансовыми институтами стран Организации исламского сотрудничества (ОИС), постоянно находимся в поиске взаимовыгодных направлений сотрудничества.


Речь идет не только об использовании традиционных инструментов исламского финансирования, но также о привлечении инвесторов в совместные инвестиционные фонды, о развитии образовательных программ и обмене опытом в области партнерских финансов.


По этому пути развивается сотрудничество с ключевым международным финансовым институтом исламского мира – группой Исламского банка развития. В мае прошлого года мы подписали меморандум с этим банком развития и договорились развивать сотрудничество в сфере организации совместного финансирования инвестпроектов, поддержки экспортно-импортных операций между странами и обмениваться опытом.


Одной из наших приоритетных задач сейчас является формирование продуктовой матрицы, отвечающей потребностям наших клиентов, и инвесторов из стран ОИС. С их помощью уже в ближайшей перспективе мы планируем привлечь финансирование под гарантию Внешэкономбанка, а также проработать варианты долевого участия инвесторов и софинансирования проектов ВЭБ.


— Намерен ли ВЭБ привлечь финансирование в рамках исламского банкинга для новых инвестпроектов?


— Такую цель, безусловно, мы перед собой ставим. Ведется работа для организации финансирования для новых инвестиционных проектов от финансовых институтов и инвесторов стран ОИС как с помощью традиционных инструментов, так и инструментов исламского банкинга. ВЭБ активно сотрудничает с суверенными фондами и крупнейшими банками ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии, Малайзии и других стран.


— По мнению ВЭБа что мешает развитию исламского банкинга в России?


— Развитие исламского банкинга в РФ во многом сдерживает законодательство, отсутствие необходимой инфраструктуры, квалифицированных кадров. В совершенствование правовых вопросов уже вовлечены парламент и Банк России.


Мы надеемся, что всем вместе нам удастся придать процессу необходимую динамику. Важно, чтобы законодательство (банковское, налоговое, Гражданский кодекс) давало возможность полноценно применять инструменты исламского банкинга. Сейчас нормативно-правовая база позволяет реализовать лишь отдельные элементы сделок, основанные на принципах шариата.


Безусловно, привлечение финансирования от инвесторов стран ОИС осложняется введенными секторальными санкциями, а также низким текущим уровнем торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами ОИС.


— Принимает ли участие ВЭБ в рабочей группе при Банке России по развитию исламского банкинга в РФ? Каких результатов в 2017 году ВЭБ ожидает от создания этой рабочей группы? Ведутся ли консультации между ВЭБом и ЦБ по развитию такого банкинга?


— Представители ВЭБа являются членами рабочей группы по партнерскому банкингу при ЦБ и рабочей группы при Совете Федерации. Например, Внешэкономбанк принимал участие в разработке дорожной карты развития исламских финансов в России.


Основной результат, который ожидается от рабочей группы, — сформировать конкретные предложения и рекомендации для изменения законодательства. Предполагается не создавать новые нормативные акты, а скорректировать текущие таким образом, чтобы инструменты партнерского банкинга, по сути, были приравнены к традиционным банковским инструментам, в том числе с точки зрения налогообложения.


— Ранее глава ВЭБа Сергей Горьков говорил, что продукты исламского банкинга в России по финансированию инвестиционных проектов еще не тестировались. Какие проекты по исламскому банкингу в партнерстве с ВЭБ могут быть реализованы в 2017 году? Будет ли ВЭБ участвовать в совместных проектах со Сбербанком в этой части?


— Мы координируем нашу работу со Сбербанком, у нас много общих задач, в том числе связанных с работой над совершенствованием законодательства. В декабре 2016 года в Бахрейне Сбербанк и Внешэкономбанк совместно со своей дочерней компанией "ВЭБ-Лизинг" представляли Россию на 23-й Всемирной банковской исламской конференции. Партнерство таких серьезных финансовых институтов подчеркивает важность развития исламского банкинга в России в глазах наших партнеров из стран ОИС.


Тем не менее у Внешэкономбанка и Сбербанка, как у финансовых институтов, разные стратегические задачи, что позволяет говорить об отсутствии конкуренции между нами в данном вопросе. Наши цели подразумевают в первую очередь привлечение фондирования для развития инвестиционной деятельности банка и поддержки российского промышленного экспорта.


— Какие продукты исламского банкинга могут быть востребованы в России?


— Внешэкономбанк, как институт развития, занимается в первую очередь поддержкой российского экспорта и содействует реализации инвестиционных проектов на территории РФ.


Мы рассматриваем возможность использования в своей работе тех инструментов исламского банкинга, которые могут быть эффективно встроены в структуру задач проектного финансирования (мушарака, мудараба, итисна), торгового финансирования (мурабаха), лизинга (иджара).

Назад

«Проектов больше, чем денег»: глава ВЭБа Сергей Горьков о китайских кредитах в 2017 году

25 января 2017 года
#Публикации
Назад

https://russian.rt.com/business/article/353245-veb-kredit-kitai">Russia Today,
25.01.2017, 07:30


Госкорпорация Внешэкономбанк планирует профинансировать строительство двух целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), а также развивать проекты в нефтехимии и металлургии. В эксклюзивном интервью RT глава ВЭБа Сергей Горьков рассказал об особенностях проектов, а также не исключил возможности новой кредитной линии с китайскими партнёрами в середине этого года.




— В ноябре прошлого года Внешэкономбанк подписал беспрецедентное соглашение с Государственным банком развития Китая о привлечении кредита на 6 млрд юаней ($1 млрд). В эксклюзивном интервью RT вы рассказали, что впервые за всю финансовую историю госкорпорация привлекает «длинные деньги», сроком на 15 лет. Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, в какие проекты будут вложены эти средства?


— Сейчас мы рассматриваем несколько высокотехнологичных проектов в нефтехимии и металлургии, а также проекты высоких переделов в лесопромышленном комплексе, которые связаны с производством целлюлозы. За последние 20 лет в России не было построено целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), и мы хотим построить один или два современных ЦБК.


Все проекты достаточно крупные, один из них общим объёмом $700 млн, другой — $2 млрд. В первом квартале 2017 года мы окончательно определимся по распределению средств.


— Это значимые для экономики проекты, амбициозные. Достаточно ли китайских средств на реализацию? Планируете ли вы в этом году новые заимствования?


— Безусловно, они очень важны, в этом и задача Банка развития — развивать эффективные для экономики проекты. Скорее всего, мы будем использовать китайские деньги, а также часть средств синдицировать с другими участниками, но пока такой план на стадии обсуждения. Очевидно, что проектов больше, чем денег, поэтому мы не исключаем, что в этом году будем обсуждать с китайскими партнёрами привлечение новых средств.


Впрочем, пока не стоит задача по привлечению китайских займов, но я не исключаю, что она может возникнуть в середине этого года. У нас есть такая возможность и, что немаловажно, есть интерес со стороны китайских банков, но мы будем ориентироваться на конкретные сделки.



— В конце 2016 года вы сделали два важных заявления. Первое — о том, что вопрос с ликвидностью ВЭБа на 2018 год решён, второе — о принятой новой стратегии развития «Внешэкономбанка». Сейчас, в новом году, вы так же оцениваете финансовое положение госкорпорации? И правда ли, что для создания стратегии вы привлекали крупнейшие американские инвестбанки?


— Начну с самого главного. Вернее, повторюсь. У ВЭБа в 2018 году с ликвидностью всё будет нормально. Мы решили этот вопрос. Что касается новой стратегии «ВЭБ 2.0», то мы её разрабатывали сами, но при некотором участии консалтинговой компании McKinsey.


Мы общались с несколькими крупнейшими американскими банками — Citibank, J.P. Morgan, Merrill Lynch. Новая стратегия ВЭБа — это не классическая модель для Банка развития. Она представляет собой новый этап, включает решения для бизнеса и инвестбанкинг.


Американские банки имеют большой опыт в развитии этих направлений. Нам было важно понять, как они оценивают нашу стратегию. Для нас очень интересный пример Citibank, который позитивно воспринял нашу стратегию. Мы и сейчас продолжаем сотрудничество с этими инвестбанками. Понятно, что их инвестиции в Россию ограничены санкциями, но главы банков утверждают, что как только санкции снимут, они возобновят вложения в российскую экономику.


— Вы были в составе российской делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Что вас больше всего заинтересовало в этом году?


— Мы поехали в Давос, чтобы ознакомиться с инновациями, в основном с технологиями блокчейна, ключевым свойством которого является защита неизменности зарегистрированных данных. Сейчас ВЭБ рассматривает возможность использования технологии блокчейн для полной оцифровки взаимоотношений с заёмщиками в рамках инвестпроцесса. Ожидаем, что это существенно сократит сроки и затраты при рассмотрении сделок финансирования, а также повысит прозрачность и достоверность мониторинга расходования средств.


Сейчас это очень перспективное направление, оно позволит государству быть эффективным в экономике. Мы будем развивать блокчейн в ВЭБе и изучать опыт разных стран, тем более что большинство компаний, которые продвигают эти технологии, имеют российские или просоветские корни.



— Какие ваши ожидания развития мировой и российской экономики в 2017 году?


— Очевидно, что в этом году будет много изменений, потому что слишком много неопределённостей, особенно в США и в Китае. Что бы власти КНР ни утверждали, рост китайской экономики находится под вопросом. Кроме того, отношения Китая и США сейчас становятся главной повесткой дня.


В то же время Европа будет больше заниматься внутренними проблемами, чем внешними. Мне кажется, что Россия — это единственный островок стабильности.


Я думаю, в нашей стране будет экономический рост, ведь конец 2016 года дал нам надежду на низкую инфляцию и на более-менее нормальную цену на нефть. Впервые я ощутил, что России понятно, куда развиваться, в отличие от Европы, США и Китая.


Назад

Сергей Горьков рассказал о новой стратегии Внешэкономбанка

29 декабря 2016 года
#Публикации
Назад

http://www.vesti.ru/videos/show/vid/702475/cid/6/">Россия 24,
Мария Бондарева
29.12.2016





Наблюдательный совет ВЭБа на днях принял новую стратегию. О ключевых направлениях этой стратегии рассказал в интервью телеканалу "Россия 24" Председатель ВЭБа Сергей Горьков.


"Наша стратегия, во-первых, сфокусирована на нескольких направлениях. До этого она не была сфокусирована, она напоминала больше коммерческий банк", - отметил глава ВЭБа.


Сейчас, по словам Горькова, стратегия сфокусирована на экономике нового поколения, поскольку России важно развивать несырьевую экономику.


"Поэтому наш основной фокус - поддерживать проекты, которые будут направлены на второй, третий, четвертый передел. Это касается разных отраслей. Это и нефтехимия, и машиностроение, это вопрос с приборостроением, много других направлений", - сказал он.


Еще одним направлением стратегии ВЭБа является перевод продукции ОПК в гражданское, коммерческое русло. У оборонной промышленности есть ряд смежных отраслей, которые близки к гражданской экономике, отметил Горьков, и нужно создать проект, осуществить проектное финансирование, понять рынок, куда можно направить продукцию ОПК.


Другая важная задача стратегии - развитие инноваций. "Россия исторически и технологически отстала по многим индустриям", - сказал председатель ВЭБа. Чтобы стать лидерами, необходимо развивать инновации, подчеркнул он.


"Очевидно, что есть ряд направлений, в которых Россия является фундаментальным лидером или возможным лидером", - заявил Горьков, отметив, что ВЭБ должен создавать возможности и стимулы для таких рывков в развитии.


"Конечно, такие проекты мы не будет осуществлять с баланса ВЭБа, у нас есть для этого организация "ВЭБ Инновации", и мы построим совершенно новую структуру, в которую будет входить несколько фондов, которые будут на инновации смотреть как на управление портфелем, потому что нельзя инновациями управлять проектно, иначе у вас тогда очень большой риск. А если вы управляете портфельно, тогда этот риск минимизируется", - заявил глава госкорпорации.


"Существует два подхода: или эти фонды специализированы..., а есть фонды смешанные. Как правило, фонды смешанные наиболее распространенные. Мы, скорее всего, будем использовать и тот и тот случай - и смешанных, и специализированных фондов, - привлекать в том числе иностранные деньги в эти фонды, и мы, таким образом, постараемся риски минимизировать, но при этом создать экосистему, для того чтобы инновации могли развиваться", - добавил он.


ВЭБ, кроме того, будет заниматься внедрением технологии blockchain.


"Мы начали думать о blockchain именно с позиции нашей проектной деятельности: как применить что-то новое, чтобы проекты заканчивались вовремя, в срок и в том финансовом объеме, который был заявлен, - сказал Горьков. - Но дальше мы понимаем, что blockchain как технология очень хороша в том числе для многих государственных институтов. К примеру, это касается администрирования налогов, регистрации имущества, это касается даже регистрации браков, регистрации всех договоров, перемещения любого вида товаров".


ВЭБ намерен в январе подписать соглашение о начале этого проекта, заявил глава госкорпорации.


Кроме того, ВЭБ планирует наращивать вложения в инфраструктурные проекты, поскольку они дают "очевидный толчок для развития экономики", сказал Горьков.


Так, ВЭБ рассматривает поддержку хабаровского аэропорта и, возможно, аэропорта в Челябинске. Кроме того, корпорация рассматривает проекты развития дорог, к примеру, Екатеринбург - Челябинск.

Назад

ВЭБ простимулирует инновации

22 декабря 2016 года
#Публикации
Назад

http://www.kommersant.ru/doc/3177227">Коммерсант,
Юлия Полякова
22.12.2016




Обсуждавшаяся более полугода стратегия развития Внешэкономбанка (ВЭБа) на ближайшую пятилетку наконец-то вчера утверждена. Намеченный план мероприятий должен поддержать экономику, стимулировать инновации и вывести ВЭБ на прибыль в 2018 году. Для этого в 2017 году госкорпорация должна будет распрощаться с непрофильными активами.


Вчера состоялось заседание набсовета ВЭБа, по итогам которого была утверждена стратегия развития госкорпорации до 2021 года. Особым сюрпризом стратегия не стала, ее утвержденный вариант глобально не отличался от ранее обсуждавшего (см. "Ъ" от 7 июня). Учитывая, что ВЭБ в первую очередь институт развития, в его стратегии прописана задача стимулирования инноваций и развития экономики. Так, в стратегию заложены запуск и масштабирование инновационных производств и сервисов, включая проекты "Национальной технологической инициативы" (государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей). Речь идет, например, о поддержке проектов прототипов новой продукции, предназначенной для новых рынков, программе масштабирования (когда компании надо развернуть производство для увеличения объема экспорта), а также программе акселерации, включающей передачу опыта одних компаний другим по выходу на новые рынки.


Комплекс мероприятий ВЭБа по поддержке инноваций предусматривает акционерное участие фонда "ВЭБ инновации" в капитале компаний, находящихся на стадии создания бизнеса, в размере от 10 млн до 500 млн руб., а также заемное финансирование деятельности компаний на стадии масштабирования в размере до 500 млн руб. через "ВЭБ инновации" либо свыше 500 млн руб. через ВЭБ.


Для ВЭБа наступающий год станет временем перехода от антикризисного управления к стадии реструктуризации активов и трансформации, заявил по итогам заседания глава набсовета ВЭБа, премьер Дмитрий Медведев. Госкорпорации предстоит реструктурировать проблемные активы, выйти из непрофильных бизнес-сегментов (в том числе избавиться от банковских "дочек" в России и на Украине). Государство в силу существующих возможностей также продолжит оказывать помощь банку, в том числе через прямую господдержку и содействие в привлечении долгосрочного финансирования. Так, в 2016 году на поддержку ВЭБа государством было выделено 150 млрд руб., в 2017 году — субсидии государства составят 150 млрд руб.


Избавившись от этих проблем, ВЭБ сможет стать прибыльным. Согласно ожиданиям Дмитрия Медведева, это произойдет в 2018 году. По итогам девяти месяцев 2016 года ВЭБ показал убыток по МСФО в 86,2 млрд руб. против 133 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. "Основная причина убытков ВЭБа — необходимость формирования резервов на потери по плохим ссудам,— комментирует директор аналитической группы по финорганизациям Fitch Ratings Антон Лопатин.— Одновременно с этим есть кредиты, которые могут потребовать резервирования также и в будущем году, что будет продолжать давить на финансовый результат ВЭБа". Авторы проекта стратегии, у котором ранее писал "Ъ", квалифицировали кредиты на 1,5 трлн руб. как "непризнанный убыток", по которому госкорпорации требуется покрытие. Руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук указывает, что поддержать прибыльность ВЭБа в теории могут два фактора: дальнейшее снижение стоимости фондирования и восстановление резервов по каким-либо проектам (например, их продажа или восстановление операционной прибыльности). "Однако это возможно при благоприятном стечении обстоятельств, в текущей экономической ситуации реалистичность этого сценария маловероятна",— отметил господин Лукашук.

Назад