Счет за убытки. Внешэкономбанк оказался на перепутье.

22 января 2016 года
#Публикации
Назад

Текст: Татьяна Зыкова


Последнее время много говорят о проблемах, которые, якобы, возникли у Внешэкономбанка (Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"). Обозреватель "РГ" обсудила ситуацию с ректором Финансового университета при Правительстве РФ Михаилом Эскиндаровым.





Михаил Эскиндаров: Финансовые институты развития, по сути, политические инструменты государств. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Михаил Абдурахманович, что происходит с Внешэкономбанком, вы ситуацию знаете изнутри, являясь членом Экспертного совета. Все действительно так плохо?


Михаил Эскиндаров: Я считаю, что обсуждение в СМИ положения Внешэкономбанка и его капитализации было искусно направлено в ложное русло.


Сознание читателей и телезрителей сразу поразили "дырой" в 1,5 триллиона рублей, которая будто бы образовалась в результате работы ВЭБа и которую теперь минфину надо закрывать из бюджета. То есть теме сразу придали смысл о неэффективности банка развития и в целом антикризисной политики государства. Такой поворот нанес и продолжает наносить ущерб имиджу страны в глазах иностранных кредиторов.


Кроме того, ситуация с ВЭБом служит для политического истеблишмента Запада дополнительным аргументом, что санкции против России работают и надо продолжать действовать в том же ключе.


Минфин продвигал несколько предложений. Выплатить внешний долг Внешэкономбанка, конвертировав еврооблигации ВЭБа в евробонды минфина. Или погашать долговые транши Внешэкономбанка за счет федерального бюджета (в рамках поручения президента об учете таких выплат за рамками дефицита в 3 процента ВВП). Что выбрать?


Михаил Эскиндаров: Оба варианта противоречат закону о банке развития, где сказано, что Внешэкономбанк не отвечает по обязательствам РФ. А Российская Федерация не отвечает по обязательствам Внешэкономбанка. Таким образом, реализация предложения минфина меняет условия кредитных соглашений ВЭБа с иностранными кредиторами и дает им формальное основание для выставления ковенант на многие миллиарды долларов.

Минфин предлагает также до решения вопроса о радикальной капитализации ВЭБа продавать его активы. И такое предложение, по моему мнению, неэффективно.


Во-первых, пакеты акций компаний приобретались банком при другой конъюнктуре и реализация их на "низком" рынке пробьет еще одну брешь в балансе. Если реализовать сегодня портфель акций и ценные бумаги, приобретенные по отдельным решениям Наблюдательного совета, то банк получит минус в более чем 200 миллиардов рублей.


Вместе с тем понятно, что, выйдя одновременно с пакетами акций "Газпрома", "Русала", ОАК и "Ростелекома", Внешэкономбанк просто обвалит рынок. Во-вторых, реализация бизнеса компаний (РФПИ, ЭКСАР, "ВЭБ Инжиниринг" и т.д.) потребует независимой оценки аудитора по каждой из 17 "дочек" и затем организации тендера. А это означает, что операция с продажами растянется на продолжительный срок. Но и в этом случае сделки не покроют затрат, понесенных ВЭБом на капитализацию "дочек", и выплат огромных процентов по кредитам, привлеченным в ЦБ на санацию "Глобэкса" и Связь Банка в период кризиса 2008-2009 годов. Таким образом, если вынести за скобки интересы банков и компаний, которые за бесценок получат созданные и отстроенные ВЭБом активы, данная операция нанесет ущерб и Внешэкономбанку, и государству.


Как вы относитесь к предложению Кудрина продать частным компаниям 25 процентов акций Внешэкономбанка?


Михаил Эскиндаров: Это нереально в силу того, что ВЭБ является госкорпорацией. Реорганизация ВЭБа в акционерное общество, принадлежащее на 100 процентов государству, и последующая продажа пакета акций потребуют утверждения двух федеральных законов, множества подзаконных актов (например, в части имущества).


Все это потребует не менее полутора-двух лет. Я считаю, что дискуссия не коснулась главного противоречия, связанного с Внешэкономбанком: его создали как банк развития, управляют им и формируют инвестиционную политику как для банка развития, а оценивают эффективность как у рядового акционерного общества. Банк реализовал более сотни проектов на триллионы рублей, а ему теперь выставляют счет за убытки.


Только в прошлом году "неэффективный", как утверждают, институт государства поддержал десятки проектов национальной значимости на сотни миллиардов рублей. Среди них запуск космического аппарата "Экспресс-АМ7", уникальный фармацевтический комплекс в Ярославской области, Богучанский алюминиевый завод в Красноярском крае. Компания "Т-Платформа", в капитал которой вошел ВЭБ, создает уникальные суперкомпьютеры - одни из лучших в мире.


Сейчас, на мой взгляд, самое главное - отбросить ненужные общественные дискуссии о "неэффективности" банка. Надо перевести разговор в плоскость капитализации Банка развития для решения стратегических задач. Это принципиальный момент. Для этого нужно вспомнить, ради чего создаются банки развития. В мире сегодня действуют 590 финансовых институтов развития. Российская модель сформирована ВЭБом 9 лет назад в тесном контакте с немецким банком развития KfW.


Капитал любого института развития за рубежом формирует и пополняет, за редким исключением, государство. Ну и собственная прибыль, когда она есть. Так происходит год за годом, включая периоды кризисов. И никому из иностранных правительств не приходит в голову считать национальный банк развития, грубо говоря, нахлебником, проматывающим деньги страны и населения.


Проблема в том, что четких критериев оценки эффективности государственных корпораций пока нет  


Потому что такой институт как раз и создается государством для решения задач национального масштаба. Скажем, поднимать экономику Германии после Второй мировой войны, как было с банком KfW. Или создать с нуля авиационную промышленность, финансировал которую банк развития BNDES в Бразилии. Еще вариант - помочь резко нарастить экспорт продукции, как делали Эксимбанк Японии или французское страховое агентство Cofase.


Они получают в капитал деньги государственного бюджета. Банки развития играют исключительную роль в периоды кризисов, смягчая удары по экономике за счет программ государств.


А бывает, что меняется правовая основа институтов развития?


Михаил Эскиндаров: Если даже институт развития акционируется, такое иногда бывает, государство сохраняет полный контроль и полностью гарантирует все его выпуски еврооблигаций. В пример можно привести тот же KfW и Государственный банк развития Китая. Из последнего, между прочим, государство ушло формально: 51 процент акций принадлежит минфину, а 49 процентов - Центральному банку Китая.


И только Внешэкономбанк, являясь государственной корпорацией, финансирует проекты главным образом из средств, привлекаемых с рынка.


При этом если строго исходить из буквы закона о банке развития, то государство гарантирует его обязательства лишь в размере первого взноса в уставной капитал, сделанного в 2007 году, - то есть 180 миллиардов рублей. За все евробонды и прочие займы на внешнем и внутреннем рынке Внешэкономбанк платит проценты. И немалые деньги. Даже ресурсы Фонда национального благосостояния и кредиты Центрального банка на санацию банков в кризис размещаются на счетах ВЭБа на платной основе. Размещает ВЭБ евробонды и привлекает иностранные синдицированные кредиты по более высокой ставке, чем, к примеру, Сбербанк и ВТБ. Как раз по причине неполного покрытия гарантий государством.


Как и кем утверждаются инвестиционные проекты в ВЭБе?


Михаил Эскиндаров: Насколько мне известно, львиная доля проектов Внешэкономбанка утверждается Наблюдательным советом, но фондируются они с рынка.


Сами проекты долгосрочные - на 10-30 лет. 90 процентов проектов на срок более 5 лет. А ставка совсем не рыночная, поскольку прибыль не включена в приоритеты банка развития. Такого себе не может позволить ни один коммерческий банк, включая квазигосударственные Сбербанк и ВТБ. Такова, можно сказать, это уникальная рамка, в которой Внешэкономбанк реализует инвестиционную политику.


Какой главный вывод?


Михаил Эскиндаров: Капитализация банка развития и эффективность его инвестиций - это разные по смыслу категории. Не то чтобы абсолютно не связанные между собой, но, скажем так, это параллельные векторы. Во всяком случае потребность в капитализации не выводится напрямую из эффективности.


Финансовые институты развития - по сути политические инструменты любого государства. Левое ли правительство в стране или правое, либералы во власти или социал-демократы везде они продолжают, сменяя друг друга, капитализировать банки развития.


Хотя бы в той же Бразилии. С 2008 по 2014 год капитализация BNDES выросла в 2,2 раза. Во столько же у Госбанка развития Китая. Корейский банк развития KBD нарастил капитал в 1,5 раза. Я уже не говорю о валютных эквивалентах их капитала. У китайского - это 110 миллиардов долларов, у бразильского - 24 миллиарда долларов.


Внешэкономбанк на 1 января 2016 года имел капитал 492 миллиарда рублей, то есть около 6 миллиардов долларов по текущему курсу.


Словом, капитализация - не награда за эффективность и тем более она не должна быть наказанием. Это исключительно инструмент пополнения ресурсной базы института развития с целью устойчивого развития национальной экономики.


А вот по результатам реализации конкретных проектов и оценки в целом института развития государство может и должно делать заключение об его эффективности. Проблема, однако, в том, что четких критериев оценки эффективности госкорпораций, насколько мне известно, пока нет. В свое время велась определенная работа. Но ее так и не завершили.


В чем риски подхода, который отстаивает минфин и которому наблюдательный совет поручил подготовить предложения о рамках будущей деятельности Внешэкономбанка?


Михаил Эскиндаров: Идеологию минфина диктует текущее состояние федерального бюджета, и потому подход ведомства видится скорее краткосрочным, сиюминутным. И это можно понять. Для капитализации ВЭБа можно считать позитивным последнее решение правительства - снизить до 0,25 процента ставку и пролонгировать на 5 лет размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах ВЭБа. В перспективе это снизит давление и позволит удержать в границах 12 процентов норматив достаточности капитала. Банк избежит выставления ковенант иностранными кредиторами.


Но нужно системное решение вопроса капитализации и полноценной инвестиционной политики банка развития. Более технологичным административно и менее затратным финансово является, на мой взгляд, предложение минэкономразвития о капитализации Внешэкономбанка за счет ОФЗ. Оптимальная сумма, по предварительным расчетам, 1,2 триллиона рублей.


Для смягчения нагрузки на федеральный бюджет это можно делать траншами, скажем, по 200 миллиардов рублей.


Временной интервал между траншами будет диктоваться положением Внешэкономбанка на конкретный момент. Кроме того, для увеличения текущей ликвидности ВЭБа можно вернуться к звучавшим ранее идеям о размещении на депозитах ВЭБа средств компаний, не связанных с проектами банка, и специальных выпусках валютных облигаций ВЭБа для приобретения их экспортерами.




http://www.rg.ru/2016/01/22/ekspert.html" TARGET="_blank">"Российская газета" - Федеральный выпуск №6880 (12)

Назад

Клепач: пора "рубить окно" в Китай!

13 января 2016 года
#Публикации
Назад


ВЕДУЩИЙ: И мы вновь возвращаемся на площадку Гайдаровского форума. На этот раз на прямую связь выходит моя коллега Александра Суворова с последними подробностями и эксклюзивными комментариями. Саша, вновь тебе слово.


Репортаж Александры Суворовой


КОРР.: Сережа, еще раз здравствуй. Сейчас в студии со мной рядом гость - это Андрей Клепач, заместитель председателя Внешэкономбанка. Андрей Николаевич, добрый день.


Андрей КЛЕПАЧ, заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления : Добрый.


КОРР.: Первый вопрос у меня связан с повесткой, которая сегодня очень активно обсуждается на форуме. Была сессия по тому, что сейчас происходит в Китае, вы в ней принимали участие. Я напомню, что в 2015 году был самый низкий рост ВВП, на 7 процентов. Как вы считаете, какие дальнейшие действия могут быть у Китая, чтобы восстановить свое положение на мировом рынке и как в данной ситуации взаимодействовать России с этой страной? Ведь в последнее время мы видели вектор именно на АТР.


Андрей КЛЕПАЧ: Действительно, Китай переживает некоторую корректировку или, как они говорят, ребалансировку экономики. Темпы роста замедлились. Они ожидают, что в этом году рост будет порядка 6,8 или 6,9 процентов. Эксперты ожидают, что рост будет даже ниже, и я, скорее, с их оценками согласен. Связано это с тем, что действительно Китай вынужден проводить такую серьезную структурную перестройку. Старая модель не может давать тех оборотов роста, которые были раньше. И связано это, в первую очередь, с общим проседанием мировой торговли. Она существенно сократилась у всех стран, и у стран ОЭСР в первую очередь, где и для Китая главные рынки. Поэтому экспорт Китая сократился на 2 с лишним процента в 2015 году. А в 2016-м тоже вряд ли возможен существенный рост, несмотря на снижение курса. Поэтому, как говорят сами китайцы, не дай бог жить во время перемен. Китай сейчас живет во время перемен. Не думаю, что это будет означать жесткую посадку китайской экономики - это не спад, не стагнация. Китай сохранит рост, но он будет сложным и по-видимому будет ниже, чем они сейчас ожидают.


КОРР.: Как вы считаете, какие отраслевые рынки будут интересны для российских игроков в Китае? И есть ли все-таки шансы для России привлечь тот капитал, который сейчас уходит из Китая?


Андрей КЛЕПАЧ: Нам непросто, действительно, прорваться на китайские рынки, потому что наш удельный вес там достаточно маленький. Я думаю, что помимо традиционного рынка, допустим, связанного с поставками и строительством атомных станций и атомного оборудования, есть серьезные и потенциальные ниши в авиационной промышленности, в том числе связанные с совместными проектами и по широкофюзеляжному самолету, по возможному проекту развертывания производства в Китае регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Но это очень сложные проекты, которые пока обсуждаются. Думаю, что риски того, что они останутся на бумаге или в планах, велики. Есть серьезное продвижение по продовольственным товарам, потому что начинает расти экспорт российского продовольствия, оно качественное, по сравнению с китайским. И многие китайские, особенные среднеобеспеченные слои населения, начинают предпочитать российские товары. Думаю, что у нас есть возможности для сотрудничества по поставкам в Китай и наших приборов. Но нужен серьезный технологический рывок самим российским предприятиям для того, чтобы расширить палитру продукции, которую мы туда готовы предоставлять. При этом, действительно, справедливо поставили этот вопрос. Для нас очень важна не только продажа товаров Китаю, но и привлечение китайских инвестиций. Из Китая деньги начали уходить, но Китай сам на государственном уровне давно уже скупает активы за рубежом, в первую очередь сырьевые. Важно, что сейчас частные китайские инвесторы стали вкладываться, есть сделки в России, например, Быстринский ГОК "Норникеля", куда вошли китайские частные инвесторы. Под китайские кредиты обсуждаются проекты, связанные с "Ямал СПГ", проект высокоскоростной магистрали "Москва-Казань", где тоже основной расчет идет на китайское финансирование. Поэтому возможности для привлечения инвестиций здесь есть. Но Китай - партнер сложный, и требуется серьезное время для того, чтобы даже эти планы, по которым уже идут переговоры, воплотились в жизнь. Тем не менее, я считаю, что это серьезное окно возможностей, и речь может идти о миллиардах долларах не только в сырьевом секторе, в проектах, связанных с развитием сырьевых отраслей в России, но и в инфраструктурных проектах. Китай и раньше кредитовал "Роснефть"...


КОРР.: Говоря о Китае, многие эксперты сейчас сходятся во мнении, что то, что мы видели на торговых площадках по всему миру, конечно, есть влияние Китая. Как вы считаете, какие-то все-таки главные факторы повлияли на котировки, и есть ли спекулятивная составляющая в этом?


Андрей КЛЕПАЧ: Тема обсуждается активно, можно сказать, каждый день или чуть ли не каждый час. Все-таки ключевую роль здесь играет действительно борьба Саудовской Аравии за свои позиции на рынке нефти. И отсюда конкуренция с производителями той же нефти из альтернативных источников - из Соединенных Штатов, из других стран. Потому что активным в данном случае конкурентом выступаем и мы, мы начинаем сталкиваться с ними и на наших традиционных рынках в Западной и Центральной Европе. Поэтому ключевые базовые факторы, связанные с перепроизводством нефти и с борьбой по сути дела на вытеснение независимых производителей, восстановление позиций в первую очередь Саудовской Аравии. Поэтому я думаю, что этот процесс продолжится. Спекулятивная составляющая здесь, на мой взгляд, такой большой роли уже не играет - в том виде как это было раньше, когда был именно финансовый пузырь, связанный с вложениями различных фондов в нефтяные финансовые инструменты. Это тогда разгоняло цену на нефть до ста с лишним долларов. Сейчас этого нет. Но я думаю, что все равно ситуация в нефтяной промышленности придет к необходимости восстановления нефтяных котировок, потому что  запас прочности у Саудовской Аравии не безграничный, есть разные оценки, сколько выдержит их финансовая система - от полутора до двух лет, потому что дефицит бюджета около 20 процентов. С другой стороны, неизбежно сокращение добычи нефти и в Соединенных Штатах и в целом ряде стран ОПЕК и других независимых производителей. Поэтому мир может столкнуться как раз с достаточно большой волатильностью цен на нефть. Но в целом все-таки мы вступили в период, когда средний уровень цен на нефть будет существенно ниже, чем в последние годы. И я думаю, что оценки, которые доминируют - от 50 до 70 долларов - это тот уровень, который будет в среднесрочной перспективе реалистичен и вероятен.


КОРР.: Если говорить про российскую уже повестку, Центральный банк. Как вы считаете, есть ли тенденция для снижения ключевой ставки, или все же нет?


Андрей КЛЕПАЧ: Я думаю, что сейчас, в условиях как раз такого давления на курс рубля из-за падения цен на нефть, условий для снижения ставки нет. Может быть, скорее, есть риски и предпосылки для ее повышения. Для того, чтобы сдержать дальнейшее снижение курса рубля. Думаю, что во втором полугодии, если котировки на нефть пойдут вверх, приток валюты возрастет, условия для укрепления и курса рубля и, значит, для снижение процентной ставки реализуются. При этом инфляционные риски здесь, я думаю, все-таки ниже, чем считают многие эксперты. Снижение курса рубля, естественно, окажет такое воздействие на цены, но из-за ограниченности потребительского спроса, доходов населения все-таки инфляция будет замедляться, особенно во втором полугодии.


КОРР.: То есть вы делаете прогноз - все-таки меньше двухзначных цифр по инфляции?


Андрей КЛЕПАЧ: Я думаю, что инфляция будет меньше двухзначных цифр.


КОРР.: И последний у меня вопрос. Как вы считаете, девальвация в этом году возможна или нет?


Андрей КЛЕПАЧ: Девальвацию мы уже видим, в начале года снижение курса рубля.


КОРР.: Еще большая возможна или все-таки нет?


Андрей КЛЕПАЧ: Если цена на нефть не будет обваливаться дальше, - опять же, не думаю, что будет дальнейшее снижение цен на нефть. Скорее, в первое полугодие около 30 долларов за баррель. Не исключаю, что переход во втором полугодии к ее росту или даже к большим скачкам может вызывать, то есть вызовет укрепление курса рубля. Тем более что отток капитала сократился, и сейчас мы не наблюдаем существенного его роста.


КОРР.: К сожалению, наше время подходит к концу. Большое спасибо, что нашли время для беседы здесь, на Гайдаровском форуме.


Андрей КЛЕПАЧ: Спасибо вам.


КОРР.: Спасибо.


Назад

Брифинг Председателя Внешэкономбанка для СМИ

17 декабря 2015 года
#Публикации
Назад

ГЛАВА ВЭБ 17 ДЕКАБРЯ ОБСУДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ В ЮАНЯХ С МИНФИНОМ КИТАЯ


ПЕКИН, 16 декабря /ПРАЙМ/. Внешэкономбанк рассматривает возможность размещения облигаций в юанях, в четверг обсудит этот вопрос с министерством финансов Китая, сообщил журналистам глава банка Владимир Дмитриев.


"Мы действительно изучаем этот вопрос... Не все так очевидно с точки зрения внутреннего законодательства и ограничений. Они постепенно снимаются. Тем не менее вопрос требует дальнейшей проработки с китайским регулятором. Мы завтра проводим встречу с министерством финансов. В том числе эту тему будем обсуждать", - заявил он.


При этом госкорпорация рассчитывает на поддержку со стороны китайских партнеров, прежде всего Банка развития Китая и других финансовых институтов. "Считаем эту тему перспективной, тем более что наш Минфин заявил о возможности выхода на заимствования в юанях. Причем на российской бирже. То есть тема движется, и, естественно, заимствования в юанях представляют для нас интерес… юань стал одной из резервных валют", - сказал Дмитриев.


"Мы сами привлекаем средства, правда, кредитные, в юанях… Так что размещение наших долговых инструментов в юанях считаем вещью перспективной, но опять-таки не все ограничения сняты с точки зрения внутреннего законодательства", - добавил глава госкорпорации.


Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев еще в июне говорил, что министерство обсуждает с ВЭБом возможность выпуска облигаций в юанях. Сам Минфин в конце ноября заявил о намерении разместить на Московской бирже облигации на сумму более 6 миллиардов юаней, ориентированные на инвесторов КНР.


Говоря о возможности выхода ВЭБа на долговой рынок Китая в 2016 году, Дмитриев отметил, что рассматривал бы такую перспективу с осторожным оптимизмом. "Мы знаем, насколько быстро двигаются наши партнеры в принятии таких принципиальных решений, поэтому видим, что движение идет и ограничения снимаются. Тем не менее пока я не вижу, по крайней мере на первое полугодие 2016 года, возможности выхода на рынок капитала в юанях", - сказал глава госкорпорации.




ВКЛЮЧЕНИЕ ЮАНЯ В КОРЗИНУ РЕЗЕРВНЫХ ВАЛЮТ БЛАГОПРИЯТНО ДЛЯ РОССИИ - ГЛАВА ВЭБ ДМИТРИЕВ


ПЕКИН, 16 декабря. /Корр. ТАСС Олег Трутнев/. Признание юаня резервной валютой - благоприятное событие для России. Такое мнение высказал сегодня журналистам глава ВЭБ Владимир Дмитриев.


"В целом для нас, конечно, усиление роли юаня как резервной валюты - вещь позитивная", - сказал он. - (Российские) банки стали непосредственным объектом санкционного режима (введенного странами Запада), поэтому, не имея возможности заимствовать в тех валютах, которые стали предметом санкций, мы, естественно, обращаемся к китайским кредиторам. Мы и раньше привлекали средства здесь, а теперь все больше обращаемся к юаню".


Дмитриев отметил, что после введения санкций в российско-китайских банковских расчетах наблюдались некоторые затруднения. "Но мы позитивно отмечаем, что, несмотря на санкции, наши китайские партнеры из числа банков продолжают кредитовать, в том числе и в валюте, особенно, когда речь идет о поставках китайского оборудования с параллельным привлечением китайских инвестиций. Это и нам дает серьезные преимущества, и они с пониманием относятся к тому, что мы начинаем переориентироваться на заимствование в юанях", - заявил глава  ВЭБ.


30 ноября совет директоров МВФ включил юань в свою корзину резервных валют (специальные права заимствования, Special Drawing Rights - SDR). Решение вступит в силу с 1 октября 2016 года.




ВЭБ С ОСТОРОЖНЫМ ОПТИМИЗМОМ ОЦЕНИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫХОДА НА ДОЛГОВОЙ РЫНОК КНР В 2016 Г.


ПЕКИН, 16 декабря. /Корр. ТАСС Олег Трутнев/. ВЭБ с осторожным оптимизмом оценивает вероятность выхода на долговой рынок Китая в следующем году. Об этом заявил сегодня журналистам глава банка  Владимир Дмитриев.


"Я бы с осторожным оптимизмом оценивал такую перспективу. Мы видим, что движение идет, и ограничения снимаются, но, тем не менее, пока я не вижу, по крайней мере, на первое полугодие 2016 г. возможности выхода на рынок капиталов в юанях", - сказал он.


Глава Внешэкономбанка отметил, что работа по этому направлению продолжается. "Мы завтра проводим встречу с Министерством финансов, будем и этот вопрос обсуждать. Рассчитываем на поддержку со стороны наших китайских партнеров в лице, прежде всего, Банка развития Китая, Эксимбанка", - отметил Дмитриев.


"Считаем эту тему перспективной. Тем более, что наш Минфин заявил о возможности выхода на заимствования в юанях, причем на российской бирже", - подчеркнул глава ВЭБ.


По его словам, китайская валюта представляют интерес, как с точки зрения того, что она стала одной из резервных, так и учитывая рост торгового оборота между РФ и КНР.




РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ ПЛАТФОРМА В КНР ЗАРАБОТАЕТ В 2016 ГОДУ - ГЛАВА ВЭБ


ПЕКИН, 16 декабря. /Корр. ТАСС Олег Трутнев/. Российско-китайская торгово-финансовая платформа по продвижению экспорта РФ на азиатские рынки заработает в следующем году. Об этом заявил сегодня журналистам председатель ВЭБ Владимир Дмитриев.


"Я думаю, что в следующем году. По крайней мере, мы рассчитываем, что в первом полугодии следующего года мы этот проект запустим", - ответил он на вопрос о сроках начала деятельности платформы. "Сейчас идет работа, необходимая для формализации этого процесса", - отметил глава ВЭБ.


По словам Дмитриева, в ближайшее время будет разработана "дорожная карта" проекта. "В качестве "пилота" мы выберем около десятка российских экспортеров, на базе которых отработаем логистические механизмы по поставке российской продукции в Китай и дальнейшей ее дистрибуции", - рассказал он.


Внешэкономбанк, АО "Российский экспортный центр", руководство китайской провинции Гуандун и компания Sinotrans & CSC Group заключили меморандум о взаимопонимании по созданию торгово-финансовой платформы в ходе официального визита президента РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику в сентябре.


Согласно меморандуму, планируется создать торгово-финансовую платформу на юго-востоке Китая в городе Шилонг провинции Гуандун с целью развития торговых отношений между странами и продвижения российского экспорта на азиатские рынки.


Провинция Гуандун является стратегически важным центром КНР с высокой концентрацией торговых и индустриальных парков, а также опорным территориальным пунктом долгосрочной макроэкономической китайской программы "One Belt, One Road", в рамках которой предполагается создание транс-евразийского индустриального пояса по всей длине Великого шелкового пути от Китая до Восточной Европы.




ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ В КНР МОЖЕТ БЫТЬ ЗАПУЩЕН В I ПОЛУГОДИИ  2016 Г С УЧАСТИЕМ ВЭБА


ПЕКИН, 16 декабря - РИА Новости/Прайм, Жанна Манукян. Дорожная карта по созданию торгово-финансовой платформы на юго-востоке Китая для поставки российской продукции в страны АТР будет сформирована в ближайшее время, проект может заработать в первом полугодии 2016 года, сообщил журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.


Ранее ВЭБ, руководство китайской провинции Гуандун и компания Sinotrans & CSC Group заключили меморандум о взаимопонимании по созданию торгово-финансовой платформы в этой провинции, расположенной на юго-востоке Китая. Там планируется создать площадку для развития торговых отношений между странами и продвижения российского экспорта на азиатские рынки. Провинция Гуандун является стратегически важным центром КНР с высокой концентрацией торговых и индустриальных парков, а также опорной точкой проекта экономического пояса Шелкового пути.


Дмитриев отметил, что данный проект, в котором будет участвовать "дочка" ВЭБа - "ВЭБ Азия", предполагает создание логистического кластера, куда будет поставляться и где будет перерабатываться продукция российских экспортеров.


Продвижению российских товаров в регионы южного и центрального Китая и страны Юго-Восточной Азии будет способствовать и открытие прямого железнодорожного сообщения между Гуандуном и границей России через Внутреннюю Монголию.


"Эта ветка будет способствовать расширению торгово-экономических связей, и мы рассчитываем, что через поддержку Российского экспортного центра мы сможем расширить номенклатуру товаров, которые поставляются из России в Китай, и в другие страны Юго-Восточной Азии", - сказал Дмитриев.


Он сообщил, что в понедельник провел переговоры с губернатором провинции Гуандун, руководством компании Sinotrans.


"Договорились о том, что в ближайшее время будет сформирована дорожная карта. В качестве "пилотов" мы выберем около десятка российских экспортеров, на базе которых мы отработаем механизм по поставке российской продукции в Китай и дальнейшей ее дистрибуции в регионы Китая и страны Юго-Восточной Азии", - сказал Дмитриев.




УДОКАН МОЖЕТ БЫТЬ ПРОФИНАНСИРОВАН В ЮАНЯХ ЗА СЧЕТ КРЕДИТА БАНКА РАЗВИТИЯ КИТАЯ - ГЛАВА ВЭБ


ПЕКИН, 16 декабря /ПРАЙМ/. Проект развития Удоканского медного месторождения может быть профинансирован в юанях за счет кредита, привлеченного от Банка развития Китая, сообщил журналистам глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.


"Второй крупный проект, на котором сфокусировано наше внимание, это Удоканское месторождение - одно из крупнейших в мире медных месторождений, по которому уже принято решение на нашем наблюдательном совете, и мы рассчитываем, что оно будет профинансировано в юанях за счет тех кредитных ресурсов, которые мы берем здесь, прежде всего у Банка развития Китая", - сказал Дмитриев.


Удоканское месторождение в Забайкальском крае - одно из крупнейших в мире по запасам меди. Промышленный комплекс, который будет построен на месторождении, рассчитан на переработку 36 миллионов тонн руды в год. Согласно кодексу JORC, минеральные ресурсы Удокана оценены в 2,3 миллиарда тонн со средним содержанием меди 1,06%, количество меди - 24,6 миллиона тонн. Оператором проекта выступает Байкальская горная компания (БГК, структура компании "Металлоинвест").




РАБОТА НБР БРИКС НАЧНЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ – ДМИТРИЕВ


ПЕКИН, 16 декабря. /Корр. ТАСС Олег Трутнев/. Работа Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) на первом этап будет строиться на основе проектов национальных банков развития. Об этом заявил сегодня журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.


"У нас уже есть договоренность с руководителем Нового банка развития о том, чтобы проекты, которые находятся на рассмотрении национальных банков развития, легли в основу деятельности на начальном этапе собственно НБР, чтобы быстрее запустить его работу", - сказал он.


"Мы, руководители банков развития стран ШОС, понимаем необходимость теснейшего взаимодействия с новыми финансовыми институтами, которые возникают в регионе. Это Новый банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути", - отметил Дмитриев.


Соглашение о создании Нового банка развития БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) было подписано на саммите этого объединения в Бразилии в июле 2014 г. Банк призван финансировать инфраструктурные проекты и проекты устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Объем разрешенного капитала НБР - 100 млрд долларов. Его штаб-квартира находится в Шанхае.




ВЭБ ПОКА НЕ ВИДИТ НЕОБХОДИМОСТИ В РЕЙТИНГЕ КИТАЙСКОГО DAGONG


ПЕКИН, 16 декабря - РИА Новости. Внешэкономбанк пока не планирует получать рейтинг от китайского рейтингового агентства Dagong, но не исключает этого в будущем, сообщил журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.


Ранее рейтинги от Dagong получили российские "Газпром", Газпромбанк, "Газпром нефть", "Металлоинвест", о намерении получить рейтинг агентства также заявлял ВТБ.


"Мы с ними работу пока не ведем. Поскольку наш рейтинг находится на уровне суверенного рейтинга, такой необходимости мы не видим. Но очевидно, что это будет одним из условий расширения нашего присутствия на местных площадках, в том числе на фондовом рынке при размещении бондов. Я не исключаю, что мы будем относиться с большим вниманием к этой теме", - сказал Дмитриев.




РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


1 Канал # Время, Москва, 17 декабря 2015 21:21


Отношения России и Китая вышли на особый уровень и начали приносить плоды экономикам двух стран и людям, которые в них живут. Это оценка премьер-министра России Дмитрия Медведева по итогам визита в КНР. Только сегодня пописано 33 документа, в том числе по совместным проектам в сельском хозяйстве и энергетике. Продолжается работа по строительству газопровода по восточному и западному маршрутам. Дмитрий Медведев сообщил также о новых проектах, связанных с новыми видами энергоносителей и освоением новых рынков. Наш специальный корреспондент Александр Батухов следил за всеми событиями в Поднебесной.


КОР: Свой 4-дневный визит в Китай Дмитрий Медведев завершил в Пекине. Сначала возложил цветы к памятнику народным героям на площади Тяньаньмэнь, а затем отправился в правительство. Встреча двух премьеров началась под государственные гимны Росси и Китая. За время визита со своим коллегой, премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном Дмитрий Медведев видится уже второй раз. Состав российской делегации на этой встрече весьма внушительный: практически весь Кабинет министров и представители крупнейшего бизнеса страны. И у каждого свои многомиллиардные проекты с Китаем.


ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШЭКОНОМБАНКА): Мы вышли на подписание соглашения с Госбанком развития Китая, которое предполагает выделение Внешэкономбанку кредита в размере 10 миллиардов юаней под весьма льготные, льготную процентную ставку и условия: кредит предоставляется на 5 лет. И мы намереваемся использовать эти средства для финансирования соответствующих проектов, большинство которых... из которых входят в перечень проектов китайско-российского инвестиционного сотрудничества.


КОР: Такие встречи глав Правительств России и КНР проходят раз в году и это юбилейная, 20-я по счету. И весьма продуктивная. Было подписано свыше 30 документов о сотрудничестве в экономической сфере.




ГОСБАНК РАЗВИТИЯ КИТАЯ ДАСТ  ВЭБУ  КРЕДИТ НА 10 МЛРД ЮАНЕЙ НА 5 ЛЕТ


ПЕКИН, 17 декабря (Рейтер) - Госбанк развития Китая даст Внешэкономбанку кредит на 10 миллиардов юаней сроком до пяти лет, сообщил журналистам глава ВЭБа Владимир Дмитриев.


"Мы провели переговоры с нашими партнерами, вышли на подписание с госбанком развития Китая, который предполагает выделение кредита 10 миллиардов юаней под весьма льготную ставку", - сказал Дмитриев.


По его словам, кредит рассчитан на 5 лет, а средства будут направлены на реализацию совместных проектов.


В прошлом году ВЭБ попал под санкции Запада за роль Москвы в украинском кризисе и не имеет возможности рефинансировать валютные долги на внешних рынках. Баланс госкорпорации обременен множеством нерентабельных активов, связанных, в том числе, с олимпийской стройкой.


Власти спорят как помочь ВЭБу, потребности в докапитализации которого оцениваются в $20 миллиардов на несколько лет.




РФПИ, ВЭБ И КИТАЙСКИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ФОНД СОЗДАДУТ СТРУКТУРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ИЗ КНР В РФ


Пекин. 17 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Российский фонд прямых инвестиций, Внешэкономбанк (MOEX: VEBM) и Китайский Евразийский фонд экономического сотрудничества подписали соглашение о сотрудничестве в области инвестиций в приоритетные секторы экономики России и Китая, сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев журналистам.


В частности, стороны договорились о создании структуры для финансирования экспорта из Китая в РФ.


"Мы завершили переговоры о создании структуры, которая будет финансировать китайский экспорт в Россию и приток китайских инвестиций в соответствующие проекты с предпочтительным размещением их на территории Дальнего Востока и Забайкалья", - заявил В.Дмитриев.




ВЭБ БЕЗ СОМНЕНИЙ ПОЛУЧИТ ПОДДЕРЖКУ ГОСУДАРСТВА, ОБСУЖДАЕТСЯ ЛИШЬ ЕЕ ФОРМА – ГЛАВА БАНКА


ПЕКИН, 17 декабря. /ТАСС/. Внешэкономбанк без сомнений получит поддержку государства, обсуждается лишь форма поддержки, сообщил журналистам глава банка Владимир Дмитриев.


"Вопрос по-прежнему находится в стадии обсуждения. Нет никаких сомнений, что Внешэкономбанку будет оказана соответствующая поддержка со стороны государства, обсуждается лишь форма этой поддержки. Но, безусловно, все свои обязательства Внешэкономбанк будет исполнять, опираясь на поддержку со стороны государства", - сказал он.


При этом Дмитриев отказался комментировать, какой механизм поддержки для ВЭБа является оптимальным.




ВЭБ ОБСУЖДАЕТ С ЦБ, КАК СНЯТЬ СО СВОЕГО БАЛАНСА ДОЛГ НА САНАЦИЮ СВЯЗЬ-БАНКА И ГЛОБЭКСА - ДМИТРИЕВ


Пекин. 17 декабря. ИНТЕРФАКС - ВЭБ (MOEX: VEBM) обсуждает с ЦБ РФ, как снять со своего баланса долг на санацию Связь-банка (MOEX: SVZB) и банка "Глобэкс" (MOEX: GLBX).


"Мы действительно ведем переговоры с Центральным банком относительно судьбы этих депозитов, и со стороны ЦБ ощущаем необходимую поддержку, для того, чтобы эта тема была снята с баланса ВЭБа", - сказал журналистам глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в Пекине.


ВЭБу была поручена санация "Глобэкса" и Связь-банка в кризис 2008-2009 годов. Для ее финансирования ЦБ разместил в ВЭБе депозиты, которые в 2014 году были переоформлены в 7-летние бонды на 212,6 млрд рублей под 2% годовых.


"Ведомости" в ноябре писали со ссылкой на источники, что Связь-банк и "Глобэкс" могут быть переданы от ВЭБа Агентству по страхованию вкладов.


Назад

Китай и Россия будут совместно развивать средние и малые предприятия - председатель ВЭБ В.Дмитриев

16 декабря 2015 года
#Публикации
Назад

Москва, 15 декабря /http://russian.news.cn/2015-12/16/c_134920346.htm">Синьхуа/ -- Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев дал интервью Синьхуа перед вылетом в Чжэнчжоу провинции Хэнань для участия в работе 20-й регулярной встречи глав правительств Китая и России и 14-го заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС.


- Владимир Путин подчеркнул важность поддержки малого и среднего бизнеса. Как вы считаете, будет ли финансовое сотрудничество между нашими странами способствовать прогрессу в этой сфере?


- Ну, во-первых, для группы Внешэкономбанка, одним из дочерних банков которого является Банк поддержки малого и среднего бизнеса, который входит в Федеральную корпорацию поддержки малого и среднего бизнеса, это направление является приоритетным.


В Законе о Банке развития поддержка малого и среднего бизнеса выделено как одно из ключевых направлений деятельности Внешэкономбанка.


Безусловно, наши усилия должны быть направлены на то, чтобы доли малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте была существенно увеличена. Сейчас она составляет около 20 процентов, в то время, как и в Китае и в целом ряде других стран, в том числе с развивающей экономикой, малый бизнес играет куда более значимую роль, достигая 50 и даже 70-80 процентов в генерации валового внутреннего продукта.


И в этом смысле сотрудничество с нашими партнерами в Китае имеет двойное значение. Первое: нам, конечно же, интересен опыт поддержки малого и среднего бизнеса в Китае, инструменты, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса.


С другой стороны, мы заинтересованы, привлекая кредиты наших китайских партнеров, привлекая технологии под эти кредиты, которые представляют интерес для предприятий малого и среднего бизнеса, таким образом поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства в нашей стране.


Кроме того, мы рассматриваем поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе при помощи наших китайских партнеров, как возможность развивать высокотехнологичные производства. То есть, не просто малый бизнес важен сам во имя малого и среднего бизнеса и не просто финансирование торговых точек, продаж шаурмы или прочей пищевой продукции, но это прежде всего бизнес, который связан с высокотехнологичным производством, с реальной экономикой, строительной индустрией, сельским хозяйством, там, где производится продукция с высокой добавленной стоимостью, и мы уверены, что у нас есть, что позаимствовать у наших китайских партнеров в смысле опыта и в смысле технологий.


Разумеется, понимая масштабы нашей страны, у наших китайских партнеров мы видим больший интерес к поддержке малого и среднего бизнеса на территории Дальнего Востока и Забайкалья.


И опять я возвращаюсь к территориям опережающего развития, где созданы максимально привлекательные условия в смысле минимального налогообложения, административные условия, условия подключения к инфраструктуре, которые, безусловно, интересны для китайских инвесторов, которые представляют малый и средний бизнес.


Мы для них открыты и, таким образом, будущие резиденты территорий опережающего развития, в конечном итоге становятся субъектами малого и среднего предпринимательства в России и создают соответствующий российский продукт.


Конечно, он должен быть конкурентоспособным, конкурировать, как внутри страны, так и за рубежом, ориентируясь на экспорт в страны Юго-Восточной Азии.


- Как вы считаете, как можно углубить наше финансовое сотрудничество в рамках сопряжения "Шелкового пути" и Евразийского экономического союза?


- Я уверен, что Евразийский экономический союз, создание свободной таможенной зоны перемещения товаров, инвестиций создает максимальные возможности для китайского бизнеса работать на территории Евразийского экономического союза. И совершенно естественно, что территории Казахстана, России и Белоруссии с точки зрения инфраструктуры и создания соответствующих производств, органично вписываются в тему "Экономического пояса Шелкового пути", обеспечивая мощный инфраструктурный коридор, соединяющий западный Китай с Европой.


Мы видим серьезный потенциал для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, энергетику, создание логистических центров на всей протяженности "Экономического пояса Шелкового пути".На этот счет мы ведем очень активный диалог с нашими китайскими партнерами для того, чтобы определить приоритеты: какие объекты и где строить, как финансировать с тем, чтобы уже в практической плоскости запустить реализацию программы "Экономического пояса Шелкового пути".


Назад

Стратегическое сотрудничество России и Китая в финансовой сфере выходит на новый уровень

16 декабря 2015 года
#Публикации
Назад

Китай и Россия развернули многостороннее сотрудничество в финансовой сфере и подписали масштабное межбанковское соглашение.


Председатель Внешэкономбанка России Владимир Дмитриев http://news.cntv.cn/2015/12/16/VIDE1450227962346297.shtml">заявил телеканалу CCTV:


«Стратегическое сотрудничество России и Китая в финансовой сфере выходит на новый уровень. Усиление взаимодействия сторон в области добычи энергоресурсов и металлов положительно повлияет на кооперацию стран в финансовой сфере».


Внешэкономбанк России является одной из крупнейших организаций в стране. В течение последних лет Внешэкономбанк тесно сотрудничал с Банком развития Китая и Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанк Китая) во многих областях.


Владимир Дмитриев: «В ходе официального визита премьер-министра РФ в Китай Внешэкономбанк подпишет с китайской стороной два соглашения”.


Владимир Дмитриев: «Мы видим также заинтересованность китайских партнеров в том, чтобы и в дальнейшем расширять кредитование Внешэкономбанка для последующего финансирования проектов на Дальнем Востоке и Забайкалье в юанях, но при этом понимаем интерес наших китайских партнеров в том, что расширяя такое кредитование, мы давали бы китайским компаниям входить в капитал тех предприятий, тех заемщиков Внешэкономбанка, которые могут предоставлять интерес для китайских компаний, китайских инвестиций».


Благодаря сотрудничеству в финансовой сфере, Россия и Китай смогут также укрепить взаимодействие в области энергетики, логистики, строительства транспортной инфраструктуры и постепенно укрепить двусторонние торгово-экономические и инвестиционные связи.


По словам Дмитриева, за последние годы помимо Внешэкономбанка, Сбербанк России и Банк ВТБ также заключили с китайскими финансовыми учреждениями соглашение о предоставлении кредитной линии в юанях. Россия впервые привлекает кредитные средства в национальной китайской валюте для реализации своих проектов, что символизирует новый этап в развитии российско-китайского финансового сотрудничества.


Назад

According to Vnesheconombank first deputy chairman, Russia's state development and foreign economic affairs corporation is set to borrow 10 billion yuan ($1.5 billion at the current exchange rate) from the China Development Bank

16 декабря 2015 года
#Публикации
Назад

According to Vnesheconombank first deputy chairman, Russia's state development and foreign economic affairs corporation is set to borrow 10 billion yuan ($1.5 billion at the current exchange rate) from the China Development Bank.


BEIJING (Sputnik) – Russia's Vnesheconombank (VEB) state development and foreign economic affairs corporation is set to borrow 10 billion yuan ($1.5 billion at the current exchange rate) from the China Development Bank, VEB's first deputy chairman, Petr Fradkov, told Sputnik Wednesday.


"We are borrowing money in yuan. We are continuing our cooperation with the state-owned China Development Bank. This is not our first loan [from this bank]. However, its scope is quite sizable, 10 billion yuan. The agreement will be signed tomorrow," Fradkov said.


The loan will be used to finance mining projects, according to Fradkov.


"The attraction of the agreement is that it is not connected to any single project," he said. However, most of the funds will be invested in the Bystrinsky GOK mining facility in Russia's Zabaikalsky Territory, the deputy chair added.


The agreement will be concluded during Russian Prime Minister Dmitry Medvedev's ongoing official visit to China. He is due to hold the 20th annual Russia-China heads of state bilateral summit with his Chinese counterpart Li Keqiang on Wednesday. The singing of the loan agreement will take place within the scope of the summit, according to Fradkov.


VEB and China Development Bank previously signed an $8-billion loan deal to finance the development of Russia's Far East and Siberia. The May deal was also aimed at investing in multiple projects across the Kemerovo Region, the Republic of Khakassia, and the Kola Peninsula, according to VEB head Vladimir Dmitriev.


Назад

Петр Фрадков: Средний бизнес должен стать локомотивом экспортного роста

10 ноября 2015 года
#Публикации
Назад

Автор: Илья Копелевич



В этом году для поддержки российского экспорта создан Российский экспортный центр. Его возглавил Петр Фрадков, сын директора Службы внешней разведки РФ, экс-премьера Михаила Фрадкова. Как РЭЦ будет работать, и есть ли эффект девальвации в показателях российского экспорта?





Фотография: Вышинский Денис/ТАСС


Генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков http://www.bfm.ru/news/307532">рассказал главному редактору Business FM Илье Копелевичу о целях и механизмах работы компании. РЭЦ ставит себе задачу увеличения числа экспортеров в том числе с помощью поддержки среднего бизнеса, субсидирования процентных ставок для экспортеров и страхования экспорта. Петр Фрадков также рассказал, какие компании могут рассчитывать на поддержку государства и как девальвация повлияла на экспортный рынок страны.


Российский экспортный центр создан в том числе как ответ на кризис и попытка оказать реальному сектору помощь в продвижении на экспорт. На ваш взгляд, каковы основные формы этой помощи, и какими ресурсами располагает эта система?


Петр Фрадков: Да, Российский экспортный центр — это попытка консолидировать все инструменты, которые есть у государства на данный момент по поддержке экспорта, включающая в себя меры финансовой поддержки. Меры финансовой поддержки существуют достаточно давно и успешно — это кредитная поддержка экспорта, которую мы будем реализовывать через Росэксимбанк. Это специализированный банк, существующий достаточно давно. Он много лет являлся агентом правительства по предоставлению различного рода гарантийной поддержки, в том числе кредитной. Сейчас мы этот инструмент капитализируем.


Капитализируем — значит увеличиваем его уставной капитал и расширяем кредитный портфель?


Петр Фрадков: Конечно, да. С одной стороны, капитализируем его: и в этом году, и на 2016 год предусмотрены соответствующие расходные статьи бюджета — 10 млрд рублей каждый год. С другой стороны, это конкретный инструментарий, связанный с субсидированием процентной ставки. Этот год стал пилотным в рамках реализации новой стратегии по поддержке экспорта — нового механизма в рамках ВТО. Мы используем механизм субсидирования процентной ставки — возможности ее уменьшения до уровня, приемлемого с точки зрения конкурентоспособной ставки. Надеюсь, что следующий год не будет исключением. Мы сейчас работаем над тем, чтобы эта программа была продолжена и в 2016 году. Что касается экспортной поддержки, Росэксимбанк работает, уже пошли первые миллиарды. Хороший и важный инструмент — страхование экспортных кредитов. Этим занимается «Эксар» — экспортное страховое агентство России. Это более новый механизм в российской действительности, но хорошо известный в мире. Мы закрываем риски, страхуем риски экспорта, риски внешнеторговой деятельности.


Это риски просто коммерческие или какие-то специальные риски?


Петр Фрадков: Это, конечно, специальные риски.


Допустим, мы хотим поставить самолеты Superjet в какую-то страну, но, например, эта страна вводит санкции, и поставка не производится?


Петр Фрадков: Совершенно верно.


То есть, это некоммерческие риски.


Петр Фрадков: Это некоммерческие риски. Мы можем страховать коммерческие риски, но риски, связанные с различного рода специфическими обстоятельствами.


Например, изменение курса валют.


Петр Фрадков: Либо, например, экспроприация собственности, либо запрет на вывоз валюты из какой-то страны, что тоже бывает, либо просто нежелание нашего контрагента или контрагента нашего экспортера отвечать по своим обязательствам и его полная защищенность у себя на родине. Мы закрываем все эти риски. Сейчас экспортерам намного комфортнее заниматься внешнеэкономической деятельностью, потому что те риски, которые он не понимает, он может застраховать у нас.


Сегодня львиная доля в экспорте России принадлежит очень крупным компаниям — неважно, государственным или нет, но, безусловно, крупным. Может быть, они не так уж и нуждаются в поддержке? Я не знаю, растет ли у нас экспорт химии, но могу предположить, что «Уралкалий» и «ФосАгро» могут обойтись и без вашей поддержки — у них собственный ресурс огромный. Есть какой-то критерий, кому эта государственная поддержка в развитии экспорта должна быть оказана?


Петр Фрадков: Конечно, такие критерии есть. Они достаточно четко прописаны в нашей нормативной базе, потому что мы исходим из того, что финансовый ресурс, который объективно ограничен, должен использоваться максимально эффективно, и у нас, конечно, есть все списки.


Есть ограничения по размеру компании?


Петр Фрадков: Размеры — это важный момент, но по размеру мы не стали делать ограничений по разным причинам, потому что в моменте может быть необходимо, либо оправдано экономически, либо любые другие аргументы могут быть приведены, почему тот или иной проект должен быть поддержан, будь то совсем маленький проект, либо совсем крупный. Здесь у нас ограничений нет. У нас просто есть некие корпоративные лимиты ответственности, в рамках которых вопрос выносится выше.


Это уже анализ конкретного проекта, а я сейчас говорю о системе приоритетов.


Петр Фрадков: Мы можем заниматься всем. Вся наша система налажена таким образом, что мы в первую очередь должны концентрироваться на проектах среднего уровня, потому что мы считаем, что средний бизнес, средние компании и должны быть тем локомотивом увеличения экспорта как в абсолютном размере, так и с точки зрения его диверсификации. Очень важный для нас показатель — количество новых экспортеров. Это как раз наши цели, которые в конечном итоге приводят к абсолютному увеличению объемов несырьевого экспорта, но через правильные показатели, потому что наша задача — взращивать такие компании, которые могли бы поставлять на экспорт.


В систему приоритетов и алгоритм принятия решений включен, например, такой критерий? У нас есть один очень крупный, но все-таки близкий к сырьевому сегмент экспорта — химия. Допустим, пришла химия, и пришел за поддержкой экспорта, например, концерн Toyota, который будет производить RAV4 в России. В России спрос сейчас ограниченный, почему бы эти мощности не использовать в том числе на экспорт? Есть автомобили — товар с высокой добавленной стоимостью, а есть минеральные удобрения, которые уже не сырье, но очень близки к сырью.


Петр Фрадков: Очень хороший вопрос. С формальной точки зрения нам запрещено прямым образом заниматься сырьем.


Но минеральные удобрения не считаются сырьем, правильно?


Петр Фрадков: Согласен, но если есть какая-то добавленная стоимость — а она все-таки объективно есть, это не считается сырьем в чистом виде, и мы этим формально заниматься можем. И химией можем, потому что она тоже бывает разная. Многие продукты химического производства — это продукты достаточно высокой степени обработки.


Она бывает огромная.


Петр Фрадков: Совершенно верно, но формально это все-таки уже не сырье.


Металлы тоже не сырье, потому что это не руда.


Петр Фрадков: И металлы не сырье, но потому что это продукция все-таки с определенной степенью обработки. При этом мы прекрасно понимаем, что мы все равно будем концентрироваться только на подобного вида поддержке. Это, может быть, было бы проще, но это не совсем соответствовало бы нашему мандату. При прочих равных условиях мы, конечно, делаем акцент на продукцию с более высокой степенью обработки.


Даже при отсутствии равных условий, при меньшей финансовой эффективности вы не должны идти и специально помогать.


Петр Фрадков: Совершенно верно. Но мы смотрим на наши возможности в моменте. Если наша страховая емкость либо кредитный ресурс позволяют в моменте поддержать и продукцию с меньшей степенью по обработке, но поддержать, мы тем самым дополнительно загружаем при сужающемся российском рынке. Это тоже для экономики эффект — это очень важно, с одной стороны. С другой стороны, мы просто проводим наш анализ и, если мы понимаем, что мы можем безболезненно для поддержки высокотехнологичного экспорта параллельно поддержать еще и экспорт с меньшей добавленной стоимостью, — почему бы и нет?


Для бизнеса важно, какая у вас процедура. Не во всех деталях, но хотя бы в основополагающих. РЭЦ будет оказывать поддержку по кредитованию, страхованию и нефинансовой поддержке экспортных контрактов, исходя из всем понятных параметров? Или решения будут приниматься не только вами, исходя из вашей процедуры, но и по согласованию с ВЭБом, с правительством, исходя из каких-то социальных, политических факторов? Это бизнес-алгоритм (что абсолютно не осуждается), или с учетом того, что это государственная структура, это не только бизнес-алгоритмы?


Петр Фрадков: Конечно, мы живем не в вакууме, и всегда есть какой-то нюанс, который мы должны учитывать, в том числе и нынешняя конъюнктура и какие-то текущие фокусы, которые ставит правительство. Наш основной принцип — это прозрачность: прозрачность процедур, прозрачность нашей деятельности. Поэтому мы за то, чтобы наш клиент, наш потенциальный партнер четко понимал последовательность наших действий, а главное — логику принятия решений. Поэтому мы за бизнес-процедуры. Это будет четко прописанная процедура, понятная для нашего контрагента. Да, она будет немного разная в вопросах финансовой устойчивости, объема рисков, которые мы принимаем: мы должны следить за нашими возможностями, чтобы не взять на себя обязательств больше, чем мы можем объективно выполнить, и мы всю процедуру выстраиваем именно таким образом. С точки зрения нефинансовых мер поддержки — другой подход, потому что мы, по сути, не берем на себя финансовые обязательства в этой части, как Российский экспортный центр, но мы берем на себя обязательства лоббистского толка. Мы берем на себя обязательства консультационные, продвижения товара на внешний рынок, способствования в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, решения вопросов в каких-то международных арбитражах, если речь идет об ограничении доступа российских товаров на рынок. Очень важны вопросы логистики, потому что часто компания не очень хорошо понимает и знает, как воспользоваться возможностью нашей инфраструктуры. Да, это не ложится на наш баланс, но мы все равно берем на себя обязательства перед партнером по решению этих вопросов. Партнер должен четко понимать, на что он может рассчитывать, сколько это может занять времени, какие шаги мы должны предпринять и, если что-то объективно не получилось, почему так случилось. Не потому что мы недоработали либо некачественно выполнили свою работу, а потому что сложилась объективная реальность, которая не позволяет это сделать. Поэтому мы за прозрачность, за четкое соблюдение процедур.


Механизм — это в основном дотирование процентной ставки или степени, система субсидий, которая напрямую попадает на предприятие? Это очень важно, потому что субсидированная процентная ставка — это не совсем рыночное, но это по крайней мере нельзя украсть. Хотя, наверное, можно при определенных условиях — как минимум прокрутить деньги.


Петр Фрадков: Мы на это обращаем большое внимание. При желании можно выстроить любую схему. В начале нашего разговора я специально сослался на процедуры ВТО, потому что мы здесь не изобретаем велосипед: весь мир, промышленно развитые страны, которые давно задумались о системе поддержки экспорта и в государственной системе поддержки экспорта реализуют свои задачи, давным-давно уже придумали механизм. Он есть — очень четкий, очень конкретный. Россия, присоединившись к ВТО, часть обязательств на себя уже взяла. Каким образом государственно можно поддерживать экспорт? Некоторые инструменты, которые я назвал, это разрешенные виды субсидий. Они тоже должны быть прозрачными: в любой момент информация может быть предоставлена коллегам, в частности, по ВТО.


Да и по конкурентам на рынке тоже, потому что должно быть понятно, почему кто-то воспользовался государственной льготой, а кто-то нет.


Петр Фрадков: Сто процентов. Вся система поддержки экспорта в странах, которые присоединились к основополагающим документам, заключается в том, что страны должны конкурировать на международном, глобальном рынке не стоимостью ресурсов, а качеством продукции. Таким образом через сложную систему формул и расчетных механизмов стоимость ресурсов должна быть приведена плюс-минус к одному уровню. Если ты не приводишь — это твоя проблема, но если ты хочешь субсидировать свой экспорт, то делай это по тем правилам, которыми пользуются все. Тогда мы говорим о настоящей свободной конкуренции на внешнем рынке. Такая логика. Конечно, есть миллион нюансов: всегда есть исключения, всегда есть те, кто не особенно соблюдает, но они и штрафуются по этому поводу. Что механизм страхования экспорта, что механизм субсидирования процентной ставки для импортера — это все сто процентов разрешенные виды государственной поддержки, существующей в мире, и все ими пользуются без ограничений.


Основной элемент именно поддержки экспорта — субсидирование процентной ставки. При этом кредит может выдаваться любым банком? Российский экспортный центр и Росэксимбанк будут просто компенсировать?


Петр Фрадков: Пока не так, но мы можем к этому в будущем прийти, и Росэксимбанк тоже может быть и распределителем такого вида субсидий на коммерческие банки. Но это второй этап. А пока у нас всего лишь два банка, которые имеют право по соответствующим нормативным документам субсидировать свою же процентную ставку, — это Росэксимбанк, который входит в контур Российского экспортного центра, и это сам Внешэкономбанк. Что Росэксимбанк, что ВЭБ — это некие институты развития, которые имеют свою функцию. Они не конкурируют с коммерческими банками по другим вопросам, поэтому здесь нет конфликтных интересов.


Теоретически вы считаете эту модель, когда только один такой канал, по которому могут субсидироваться ставки, идеальной? Или все-таки еще более прозрачная ситуация, когда не у любого, но хотя бы из первой десятки банка, к критериям которого есть доверие, есть клиент — какое-то экспортное предприятие, и коммерческий банк может кредитовать на одну ставку, но вы как структура поддержки экспорта субсидируете ее часть, и при этом будет две контролирующие финансовые инстанции — сам банк и вы.


Петр Фрадков: По моему личному мнению, это должна быть распространенная практика для тех банков, которые хотели бы поддерживать и финансировать экспорт. Это мое убеждение, и это не новость, я на всех возможных площадках всегда об этом говорил. Это будет на благо экспорту: чем больше заинтересованных финансовых институтов, тем больше конкурентной среды, тем больше борьба за экспортера и разделение рисков, более качественное обслуживание экспортеров. Наша задача — не поддержать банк, а поддержать нашего производителя, создать еще один банковский инструмент в самом широком смысле. Я думаю, это будет на благо. Но мы должны двигаться поступательно, потому что пару лет назад такого инструмента еще в принципе не было в стране, как три года назад не было инструмента страхования экспорта.


На данном этапе большая очередь за получением субсидий?


Петр Фрадков: Конечно, очередь приличная, но при этом мы понимаем, что ресурс все-таки конечен. Мы трезво смотрим на ситуацию, которая с возможностями бюджета не такая радужная, поэтому мы объективно оцениваем возможности, которые есть у нас и у бюджета, и вводим определенные критерии. Причем мы их вводим тоже достаточно публично — обсуждаем на уровне руководства, чтобы поддержать правильный экспорт — высокотехнологичный, чтобы была максимальная доля российской составляющей, чтобы был максимальный эффект от вложенного и потраченного в данном контексте бюджетного рубля.


Сколько времени в среднем занимает рассмотрение заявки? Наверное, отказ можно получить быстро?


Петр Фрадков: Отказ можно получить очень быстро. По формальным критериям это вопрос нескольких дней — просто первый беглый анализ.


Если дверь приоткрылась, дальше сколько может продолжаться?


Петр Фрадков: Если дверь приоткрылась, все зависит от проекта. Это же не только от нас зависит: так как это по сути государственная расходная статья, мы согласовываем это еще с профильными ведомствами.


То есть очень большая процедура.


Петр Фрадков: Мы научились с коллегами делать это достаточно быстро, и в министерствах это занимает тоже несколько дней. Все вместе — не только сама субсидия как результат, еще надо проанализировать проект — в любом случае до месяца может занять.


Месяц — это совсем не много. Хорошо бы, если так.


Петр Фрадков: Я оговариваю, чтобы меня потом не обвинили в шапкозакидательстве, я имею в виду комплект полный материалов, какой есть для анализа сделки в целом.


Без его коррекции.


Петр Фрадков: Да.


В заключение — несколько общих оценок по состоянию нашего экспорта. Мы наблюдали за конференцией, которая здесь проходила. Центр международной торговли готовил очень серьезную статистику. Пока, к сожалению, мы в цифрах экспорта не видим эффекта девальвации, на который всерьез рассчитывали. В каких секторах, вы считаете, это движение может начаться быстрее всего?


Петр Фрадков: Я бы не делал из эффекта девальвации какую-то панацею, потому что он очень разный в зависимости от отрасли. Если мы говорим про отрасли с меньшей добавленной стоимостью, этот эффект, несомненно, больше. Если мы говорим про сложно структурированные отрасли, отрасли с высокой добавленной стоимостью, а тем более отрасли, где объективно используется импортный компонент, эффект меньше. Я бы эффект девальвации не ставил во главу угла. Да, это очень важный в моменте процесс, и мы должны использовать эту возможность как некий рывок, который позволяет немножко ускориться. Но это не системная мера — это такой момент у нас сейчас. Что касается в целом экспорта, цифры разные. Из-за ситуации с девальвацией в стоимостном формате, конечно, экспорт упал. Мы это понимаем, потому что у нас многие контракты в том или ином виде все равно заключаются в валюте, и тут нюансы чисто расчетные — он не может не падать по объективным причинам. В физическом аспекте экспорт растет. При этом, конечно, могут быть вопросы к методике расчета физических объемов, и мы с коллегами из Минэкономразвития думаем, как эту задачу решить, потому что сейчас сложно считается. Грубо говоря, рельсы мы считаем вместе с микросхемами. В этом плане мы четко видим прирост экспорта в физическом объеме, что тоже важно. Даже в стоимостном формате, если выделить совсем высокие технологии, они растут относительно всех объемов экспорта. Это все уже такая казуистика, просто приведу один пример — вагоностроение. Если бы не экспорт, то ситуация в вагоностроении в России была бы намного сложнее.


Вам удалось выйти на экспорт? В начале этого года мы про это много рассказывали, как останавливались заводы, а перевозчики не хотели, чтобы им силой и на условиях снижения объема перевозок навязывали эти самые вагоны. А потом мы про эту тему забыли, честно говоря. Неужели удалось на экспорт выйти?


Петр Фрадков: Сейчас практически две трети всего производства вагонов в России экспортируется. Это происходит на сто процентов через инструментарий Внешэкономбанка и Центра. Если бы этого не происходило, конечно, ситуация была бы совсем другой. Хотя по объективным причинам в абсолюте экспорт меньше, но именно глобально. При этом экспорт вагонов резко вырос.


Если это так, если они работают, то это просто огромный вклад.


Петр Фрадков: Это конкретный аргумент, почему поддержка экспорта — это очень важное сейчас направление, сфера преломления и приложения усилий государства с точки зрения экономической политики в целом, потому что это позволяет держать производство на плаву. Да, всегда возникают вопросы качества, конкурентоспособности, но эти вопросы надо решать параллельно. Мы сейчас пытаемся выстраивать работу и по автомобилестроению, и по сельхозпроизводству.


Про автомобили хочу спросить отдельно, потому что по транспортному машиностроению спрос резко сократился. Действительно, спасением должен быть выход брендов, особенно международных, которые здесь производят, на рынок. Есть какие-то предпосылки на данный момент?


Петр Фрадков: Работаем активно со всем перечнем производителей, которые есть в стране, будь то чисто национальные, будь то компании — международные бренды с высокой степенью локализации, работаем отдельно и работаем над дорожной картой как по финансовым мерам, так и по нефинансовым мерам, по регуляторике, чтобы максимально и оптимально выстроить цепочки вывода произведенной в России автомобильной продукции на внешний рынок. Это уже происходит, и уже осуществлен не один десяток миллиардов рублей поддержки по линии РЭЦ. Наверное, что это сейчас приоритет — те сложности, которые испытывает отрасль. В этом я вижу в том числе и нашу задачу.

Назад

Участие Александра Попова в программе "Утро России"

5 ноября 2015 года
#Публикации
Назад

ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ",

УТРО РОССИИ,

05.11.2015





Ведущий не назван


ВЕДУЩАЯ: Что делать со своими пенсионными накоплениями. Возможно, будет еще 4 года, чтобы уже окончательно определиться. На днях Минфин предложил продлить срок принятия решения до 2020 года. Напомним, в настоящее время все граждане моложе 1967 года рождения должны до конца текущего года определиться, как они хотят формировать свою пенсию, - останутся ли они в Пенсионном фонде России или перейдут в какой-то негосударственный фонд.


ВЕДУЩИЙ: Будут ли копить ее баллами или живыми деньгами? Сейчас большинству россиян трудно принять решение, поскольку мало кто понимает, какой из вариантов окажется выгоднее в будущем. В нюансах разбирался наш корреспондент Роман Кирсанов.


Репортаж Романа Кирсанова


КОРР.: По статистике, накопительная часть пенсии есть более чем у 80 миллионов россиян, она формируется за счет отчислений в размере 6 процентов от заработной платы либо в государственную управляющую компанию, либо в негосударственную пенсионную систему. Несмотря на то, что в этом и будущем году эти деньги не перечисляются, по решению государства, забывать о них не стоит.


Константин УГРЮМОВ, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов: У накоплений есть один плюс, просто один главный - это живые деньги. Если вы по какой-то причине не дожили до пенсии, вы эти деньги передаете своему правопреемнику. За 10-15 лет они могут накопить сумму, если они имеют белую зарплату где-то в среднем от 30 до 50 тысяч рублей, то до конца жизни вы накопите порядка 2-3 миллионов рублей.


КОРР.: Условия накопления денег в государственной и негосударственной пенсионных системах практически одинаковы за исключением доходов, которые приносят управление этими деньгами. По итогам прошлого года государственная управляющей компания прирастила деньги своих клиентов всего на 2,68 процента. В негосударственных пенсионных фондах накопления граждан составили в среднем 8-11 процентов, в одном НПФ она составила даже 42 процента годовых. Правда, были и такие фонды, которые вложили деньги своих клиентов неудачно и по итогам года либо ничего не выиграл, либо оказался в минусе. Однако определиться с тем, нужна ли накопительная часть пенсий и в какой пенсионный фонд ее перечислять, по закону, россияне должны до конца этого года, исключение сделано лишь для молодежи - они смогут сделать свой выбор позже, при первом официальном трудоустройстве. Общественные деятели выступили с инициативой - дать россиянам больше времени на раздумье, однако депутаты эту идею не поддержали.


Михаил ТАРАСЕНКО, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов: Люди уже должны определиться, с кем, куда им идти - в негосударственные пенсионные фонд или их средства пойдут в ВЭБ, или их средства пойдут в страховую пенсию.


КОРР.: Судя по нашему экспресс-опросу, подавляющее число россиян не видят особого смысла перечисления денег на накопительную часть пенсий.


Молодой человек: Нет, я думаю, если куда-то вкладывать, вряд ли отдадут.


Девушка: Нет, никуда не переводила, есть другие альтернативы.


Девушка: Я не вижу (нрзб.), нет, не зачисляю.


КОРР.: А вот россиянам, кто хотел бы копить на старость в государственном или независимых фондах, но пока не сделал для этого никаких шагов, нужно поторопиться. Для того, чтобы перевести деньги, нужно выбрать фонд, прийти в отделение с паспортом и написать заявление. Пенсионные отчисления тех, кто не проявит активность, с будущего года автоматически будут поступать в общий котел и идти на выплаты нынешним пенсионерам.


ВЕДУЩИЙ: Тему продолжим с нашим гостем - директорм департамента доверительного управления "Внешэкономбанка" Александром Поповым.

Александр Викторович, доброе утро.


Александр ПОПОВ: Доброе утро.


ВЕДУЩИЙ: Итак, наверное, самый главный и самый принципиальный вопрос - отказываться ли от накопительной части пенсий или нет? Взять, допустим, среднестатистического россиянина с зарплатой 30 тысяч рублей. Что вы ему посоветуете - оставить только страховую часть пенсии или страховую вместе с накопительной?


Александр ПОПОВ, директор департамента доверительного управления "Внешэкономбанка": Безусловно, надо оставлять накопительную часть. Нельзя все яйца складывать в одну корзину. В накопительной части есть свои недостатки, но и свое главное преимущество - оно в отличие от страховой части, которая к тому же учитывается в баллах, стоимость которых ежегодно определяется правительством, накопительная часть учитывается в рублях. Например, в данной ситуации как раз очень хороший пример поучается. Индексация страховой части может быть всего на 4 процента, а доходность накопительной части пенсии, я думаю, как у государственного Пенсионного фонда, так и у негосударственных пенсионных фондов будет сопоставима с инфляцией.


ВЕДУЩИЙ: В названии этой части звучит слово "накопление", хочется, чтобы деньги не просто сохранились, но и приумножились. Как выбрать правильно, куда их вложить?


Александр ПОПОВ: Выбирать можно среди двух способов страхования пенсионного - это негосударственный пенсионный фонд, негосударственное страхование, а также можно выбрать и государственного пенсионного страховщика, остаться в государственной Пенсионном фонде.


ВЕДУЩАЯ: А в чем разница?


Александр ПОПОВ: Разница в том, что, выбирая негосударственный пенсионный фонд, вы своим страховщиком определяете некий фонд и больше ничего выбирать вы уже не можете. Дальше негосударственный пенсионный фонд сам определяет стратегию инвестирования этих средств. Есть государственная управляющая компания с двумя портфелями. Можно выбрать инвестиционную стратегию более рискованную или более консервативную.


ВЕДУЩАЯ: А как обычный человек может посмотреть на эти самые портфели и оценить, какой из них лучше?


Александр ПОПОВ: С точки зрения государственной управляющей компании, у нас стратегия всегда минимальный риск, мы наиболее консервативны, наша задача первая, если взвешивать на весах сохранность и доходность, то у нас сохранность, безусловно, перевешивает. Если брать частную управляющую компанию, в большинстве случаев у них немножечко перевешивает доходность.


ВЕДУЩИЙ: Правильно ли я понимаю, что, если человек выбрал негосударственный пенсионный фонд для своей накопительной части пенсии, то он полностью все риски берет на себя и, что будет с этой компанией по достижении человеком пенсионного возраста, никто не гарантирует?


Александр ПОПОВ: Нет, есть система гарантирования. Все негосударственные пенсионные фонды и государственный Пенсионный фонд - Пенсионный фонд Российской Федерации точно также участвуют в этой системе гарантирования. Поэтому государство через "АСВ" гарантирует, что ваш размер взносов останется нетронутым, несмотря ни на какие рыночные события, катаклизмы, кризисы.


ВЕДУЩИЙ: То есть максимум, что может произойти, он просто не увеличится.


Александр ПОПОВ: Да, максимум, что вы можете потерять, можете потерять инвестиционный доход, но все страховые взносы, которые делаются работодателем, они все останутся в неприкосновенности.


ВЕДУЩИЙ: Хорошо, предположим, я выбрал государственный Пенсионный фонд. С какими документами куда мне идти или я могу это сделать через Интернет через госуслуги?


Александр ПОПОВ: Можно это сделать через сайт "Госуслуги", но самый надежный и, может быть, не самый простой - это прийти в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации с паспортом и номером социального страхования и, соответственно, заполнить заявление, указав какой-либо инвестиционный портфель государственного Пенсионного фонда, либо государственную управляющую компанию, либо какой-то портфель частных управляющих компаний.


ВЕДУЩАЯ: Нас проконсультируют в этом пенсионном фонде или все-таки мы должны какую-то предварительную работу в Интернете исследовательскую, аналитическую провсти?


Александр ПОПОВ: Конечно, выбор способа инвестирования накопительной части, если мы уже говорим о том, что выбор сделан и накопительную часть надо оставить...


ВЕДУЩАЯ: Вы нас практически уже убедили, теперь мы уже выбираем куда.


Александр ПОПОВ: Если подумать куда, то, конечно же, оставаясь в государственном Пенсионном фонде, можно посмотреть инвестиционные декларации управляющих компаний, которые вывешены на сайте Пенсионного фонда в свободном доступе. Можно посмотреть, проанализировать и, соответственно, сделать свой осознанный выбор по инвестиционной стратегии.


ВЕДУЩИЙ: Если срок, до которого нужно определиться со своей накопительной частью пенсии продлят до 2020 года, как говорит Минфин, вы посоветуете подождать с определением еще 2-3 года или уже сейчас определяться и, вообще, насколько вероятность, что продлят этот срок?


Александр ПОПОВ: Насколько велика вероятность, сложно сказать. Вероятность, безусловно, есть, но все-таки, чтобы не рисковать, лучше всего этот выбор сделать в оставшиеся два месяца и не рисковать.


ВЕДУЩАЯ: Перестраховаться на всякий случай. Спасибо вам.


Александр ПОПОВ: Спасибо.


Назад