Задача нашей реорганизации -- ввести ВЭБ в понятное правовое поле

22 декабря 2005 года
#Публикации
Назад

Интервью


На днях Внешэкономбанк СССР (ВЭБ) совместно с Европейской экономической комиссией ООН провел семинар, посвященный привлечению частных капиталов в государственные проекты. О том, как именно могут сотрудничать бизнес и государство, обозревателю Ъ ЕЛЕНЕ Ъ-КИСЕЛЕВОЙ рассказал председатель ВЭБа ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВ.


В последнее время ВЭБ выступает в роли пропагандиста государственно-частного партнерства. Об этом, к примеру, говорится в концепции реорганизации банка, а на днях ВЭБ провел семинар на эту тему. С чем это связано?


Европейская экономическая комиссия ООН, выступившая инициатором проведения такого семинара, предложила нам стать одним из проводников идеи государственно-частного партнерства. Кстати, она является консультантом правительства по этой теме. Такое партнерство реализуется во многих странах, и весьма успешно, особенно там, где интересы бизнеса и государства совпадают.


Опыт западных стран показывает, что формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть разными -- от контрактов на выполнение работ по госзаказу до концессий. Однако самой популярной формой государственно-частного партнерства во всем мире стали концессии. Именно концессия, объединяя элементы договоров аренды, подряда, франчайзинга и инвестиционного соглашения, позволяет учесть самый широкий спектр интересов государства и частного партнера. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионных договорах и не могут быть изменены в худшую сторону в течение всего срока концессии. А сроки концессий обычно составляют десятки лет.


В России к этому мы только подходим. Однако, по сути, ВЭБ уже сегодня -- готовый механизм для реализации крупных инфраструктурных проектов в России. И на Западе это прекрасно понимают. Дело в том, что ВЭБ одновременно и агент правительства, и крупный финансово-кредитный институт. Такое сочетание позволяет нам стать ключевым элементом в новой российской системе взаимодействия бизнеса и власти. Государство вкладывает деньги в инфраструктуру, затем в проекты идет бизнес, деля ответственность с властью, и получаются дополнительные ресурсы на развитие того или иного региона.


Как вы думаете, способен ли частный бизнес поверить государству после дела ЮКОСа, обвиненного в использовании налоговых льгот с целью ухода от налогообложения?


Не хотел бы комментировать тему ЮКОСа. Убежден, что все извлекли хороший урок из этой истории. На мой взгляд, создание особых экономических зон -- это как раз вот тот случай, когда власть и бизнес будут действовать в четких, понятных, справедливых, открытых условиях -- и правовых, и экономических. Чтобы никто никогда не смог прийти и сказать: ребята, а вот вы там что-то такое неправильно сделали, налоги, скажем, минимизировали в Калмыкии, а работали на самом деле в Калининграде. Поэтому мне кажется, что идея особых экономических зон и разумная, и имеющая аналоги в мире, и вполне реализуемая в нашей стране. Потом я посмотрел на зоны, которые создаются, и на участников со стороны частного бизнеса: солидные компании, жесткий отбор и совершенно четкие намерения. Это не какие-то там фирмы-однодневки, это серьезные компании, серьезные инвесторы, в добропорядочности и состоятельности которых у меня сомнений не возникает.


На ваш взгляд, будет ли бизнес чувствовать себя комфортно в рамках частно-государственного партнерства?


Пока есть только один закон -- о концессиях. На самом деле нормативных документов, которые бы четко прописывали роль, задачи и ответственность и власти, и частных инвесторов в реализации инфраструктурных проектов, должно быть много. Почему были провальные проекты в Венгрии или Мексике по строительству дорог? Потому что власть и бизнес действовали не во вполне прозрачном и понятном правовом поле. Существовали пробелы с точки зрения ответственности тех или иных участников процесса. Поэтому, конечно, можно говорить о государственно-частном партнерстве, о необходимости реализации этой идеи, но параллельно с этим необходимо создавать хорошую правовую основу. Для того, чтобы ни у кого никогда не возникало соблазна нарушить свои обязательства. И чтобы у любого участника была уверенность в том, что он, входя в проект, будет на равных или в известных пропорциях нести ответственность за реализацию этого проекта.


Еще немаловажное в этой связи обстоятельство -- в России создано Агентство по особым экономическим зонам (мы с ним недавно подписали соглашение о сотрудничестве). Создание такого агентства должно упорядочить взаимоотношения бизнеса и власти -- выбор экономических, промышленно-производственных, технико-внедренческих зон; думаю, что не за горами и создание рекреационных зон. Это все элементы, точнее, в чистом виде государственно-частное партнерство.


Государство собирается финансировать через ВЭБ реализацию инфраструктурных проектов?


Не совсем так. Может, через нас. Может, через инвестиционный фонд. Например, премьер-министр Михаил Фрадков недавно побывал в Красноярске и пообещал в случае выполнения соответствующих условий выделить деньги из инвестфонда на строительство Богучанской ГЭС. Богучанская ГЭС -- это электричество, это вода, это возможность для строительства ЦБК, алюминиевого завода, то есть налицо совпадение интересов государства и частного бизнеса. В этом проекте и ВЭБ примет участие. Недавно мы подписали соглашение с администрацией Красноярского края о финансировании ряда проектов в рамках развития Нижнего Приангарья. Как госбанк, мы считаем необходимым реализовывать государственную идею по инфраструктурным проектам. Однако делаем мы это на коммерческой основе. Иными словами, речь не идет об альтруизме или банальном расходовании бюджетных средств. Кстати, если государство будет работать через инвестфонд, значит, к проекту будет подключен Российский банк развития (РосБР).


С этим связана идея ВЭБа войти в капитал РосБР, которая содержится в концепции реорганизации вашего банка?


Мы хотим, чтобы и наши собственные деньги, и деньги частных инвесторов, и деньги государства работали в одном направлении, чтобы была сопряженность государственных и частных интересов. Если на базе ВЭБа будет создан крупный банк развития -- Внешэкономбанк РФ, он позволит обеспечить такую сопряженность и синергию, о которой мы говорим в концепции реорганизации ВЭБа. Кстати, я бы не стал выделять идею государственно-частного партнерства в качестве ключевой в концепции реорганизации нашего банка. Речь идет о создании на базе Внешэкономбанка холдинга, который бы объединял специализированные государственные банки.


В основе концепции лежит идея о том, что в нашей стране нет крупного института развития. У нас существует несколько госбанков, разрозненность и недокапитализированность которых не дает возможности реализовывать крупные проекты. Причем это не только инфраструктура, это и поддержка экспорта, это и импортозамещение, это и государственно-частное партнерство. Поэтому если и создавать такой институт, то он должен быть создан на базе существующего крупного и по российским, и по западным меркам финансового института.


До сих пор ВЭБ заявлял о своих претензиях на включение в холдинг Росэксимбанка и РосБР. Возможно ли его расширение за счет других госбанков?


Мы пока считаем, что эти два банка на начальном этапе вписываются в идею о создании национального банка развития. По мере необходимости его можно и расширить. Но об этом пока говорить рано. Мы рассчитываем, что сможем капитализировать Росэксимбанк (сейчас ВЭБу принадлежит 94,6% акций этого банка.-- Ъ) и РосБР без привлечения бюджетных источников, исключительно за счет выкупа допэмиссий их акций.


Рассматривается ли вариант передачи в капитал ВЭБ РФ части госпакета акций в РосБР, 100% акций которого принадлежат Росимуществу?


Мы решили пойти по более понятному и не отпугивающему наших партнеров и оппонентов пути. Не исключаю, что возможен и такой путь, когда государство внесет свой пакет акций в РосБР в качестве имущественного взноса в уставный капитал новой финансовой структуры. Но это вопрос, который предстоит решать государству. Мы решили велосипед не изобретать, а изучили опыт других стран -- Германии, Китая, Южной Кореи, Казахстана. Везде есть похожие структуры. Где-то это холдинг, как, скажем, в Германии, где-то это просто банки развития, но все они создавались по специальным законам. Они не подлежат контролю со стороны национальных надзорных органов, но тем не менее выполняют нормативы и следуют в своей деятельности нормам, отработанным в рамках "Базеля-2".


В Германии, например, с 1948 года существует такой институт -- KFW. В орбиту его влияния входят в том числе специальный банк по экспортному кредитованию, институт, который занимается мелким и средним бизнесом, он также работает с ипотекой и так далее. То есть это как бы банк для банков. Он берет средства с внутреннего и внешних финансовых рынков, а потом действует, исходя из оценки собственных рисков и рисков заемщиков. Кстати, все программы заимствований этого банка обеспечены государственными гарантиями, но эти гарантии не учитываются в бюджете, речь идет о внебалансовых обязательствах бюджета. При этом банк соблюдает все нормативы "Базеля-2", отсюда отсутствие каких-то конфликтов с надзорными властями.


Подобную концепцию реорганизации ВЭБа мы предложили правительству, и сейчас она рассматривается во всех ключевых министерствах и ведомствах. И, как нам кажется, наша идея встречает понимание. Конечно, идея создания такого холдинга или госкорпорации по сути революционна. И на быстрый успех рассчитывать не приходится. Тем более что наши оппоненты говорят о том, что государство и так имеет серьезное влияние в банковском секторе. А теперь вот еще и на базе ВЭБа создается очередной монстр с капиталом $2,5 млрд, который будет конкурировать не только с частными коммерческими банками, но еще и с государственными, такими как Сбербанк или ВТБ. Не секрет, что ВЭБ -- структура для многих до сих пор непонятная, которая занимается и долгами, и внешнеэкономическими операциями, и работой на коммерческих условиях со своей корпоративной клиентурой. Задача нашей реорганизации -- ввести ВЭБ в понятное правовое поле и сделать максимально полезным для государства.


И все эти функции вы намерены за собой сохранить?


Сегодня мы не видим серьезных проблем в том, чтобы эти функции за Внешэкономбанком остались. Исторически мы -- и долговое агентство, и институт развития, поскольку десятилетиями занимались поддержкой экспорта, привлечением инвестиций, реализацией крупных проектов, в том числе и инфраструктурных. Так уж сложилось. И так формировалась вся наша логистика отношений с Минфином и правительством. А вот работать в розничном бизнесе мы не собираемся. Кстати, тот же KFW, на пример которого мы опираемся, вообще не имеет права держать депозиты клиентов. Это удел тех отдельных структур, которые имеют банковские лицензии.


А что будет с брэндом "Внешэкономбанк СССР"?


В нашей концепции мы полагаем необходимым оставить Внешэкономбанк СССР в силу того, что он по-прежнему является участником ряда межправительственных соглашений. И пока эти соглашения не переоформлены на другую структуру, мы полагаем возможным сохранить Внешэкономбанк СССР номинально и, создав Внешэкономбанк РФ, передать ему управление централизованным балансом. Мы оценили и привлекли к этой работе целый ряд российских и международных консультантов. В принципе работа посильная, и мы не исключаем того, что в течение года все эти соглашения можно будет переоформить и переподписать.


ВЭБ СССР будет ликвидирован или продан?


Упразднен. Мы не видим необходимости в сохранении брэнда "Банк внешнеэкономической деятельности СССР". Пожалуй, это единственное на просторах бывшего Советского Союза учреждение, которое в своей аббревиатуре несет известные четыре буквы. Это вообще отдает каким-то анахронизмом.


А что будет с пакетами акций в ряде предприятий, которые принадлежат ВЭБ СССР, например в АвтоВАЗе или НОВАТЭКе? В ходе реорганизации банка они будут переведены на баланс госкорпорации или же проданы?


Большинство этих проектов можно отнести к инфраструктурным или направленным на развитие конкурентоспособных производств. Так что участие ВЭБа в капитале АвтоВАЗа, НОВАТЭКа или в проекте по строительству Шереметьево-3, на мой взгляд, вполне оправданно. По крайней мере, это инвестиции не носят спекулятивного характера, и расставаться с ними мы пока не собираемся. В будущем эти пакеты будут переоформлены на Внешэкономбанк РФ. Напомню, что недавно мы договорились с администрацией Красноярского края об участии в корпорации развития Нижнего Приангарья и теперь ведем переговоры с китайскими банками о совместном финансировании ряда проектов на территории края. Кроме того, мы планируем приобрести пакет акций в авиакомпании "Волга-Днепр" -- сейчас ведутся соответствующие переговоры с акционерами.


Не секрет, что предложенная ВЭБом концепция собственного реформирования вызывает массу споров в госведомствах. В частности, предложение ВЭБа использовать пенсионные средства для реализации инфраструктурных проектов. Что вы отвечаете своим оппонентам?


Начнем с того, что мы это предлагаем не в контексте нашей собственной реорганизации, а в контексте расширения возможностей для инвестирования накоплений "молчунов". Более того, некоторые специалисты, которые изучают нашу концепцию, рекомендуют выделить в рамках холдинга госуправляющую компанию. Поэтому мы в контексте реорганизации ВЭБа вопрос об использовании пенсионных накоплений для реализации инфраструктурных проектов не поднимаем. Мы говорим об этом только потому, что средства, которые находятся у нас в управлении, уже приближаются к 170 млрд рублей. Это огромные ресурсы, а финансовых инструментов для того, чтобы их инвестировать, уже не хватает. Дело в том, что мы в нашей инвестиционной декларации ограничены во вложениях только в государственные ценные бумаги -- рублевые либо валютные. Однако мы ставим вопрос о выходе на другие финансовые инструменты, например, на гарантированные правительством бумаги, которые привязаны к инфраструктурным проектам.


То есть государство намерено гарантировать сохранность этих средств?


В рамках госгарантий и под конкретные проекты предполагается выпуск долговых инструментов, в которые могут инвестироваться средства пенсионных накоплений, и таким образом будут обеспечены вложения в "длинные" капиталоемкие проекты. Эта идея не несет в себе ничего нового, во многих странах пенсионные деньги успешно работают при реализации "длинных" инфраструктурных проектов. Впервые результатами деятельности управляющих компаний будущие пенсионеры воспользуются только в 2022 году. У нас большой резерв не только времени, но и ресурсов, потому что объемы пенсионных накоплений растут лавинообразно. На мой взгляд, пора подумать над их инвестированием в реальную экономику.


Впрочем, вложения в акции и облигации предприятий или в федеральные займы -- это тоже работа на экономику. В отличие от идеи перепрофилировать стабфонд на работу внутри России (это только усугубит ситуацию с инфляцией, поскольку это не заработанные экономикой деньги, а просто сверхдоходы от высоких цен на нефть). Пенсионные накопления генерированы нашей экономикой, поэтому их безболезненно можно пускать на реализацию тех или иных проектов, и прежде всего инфраструктурных, требующих больших капиталовложений.


Но ведь инфраструктурные проекты далеко не всегда могут обеспечить высокую доходность, на которую вправе рассчитывать будущие пенсионеры...


А вот с этим утверждением я бы как раз не согласился. Опять же опираясь на практику других стран, в том числе и западных, где сегодня банки работают на таких коротких маржах, которые и не снились при наших ставках кредитования в 12-15%. Так вот, инфраструктурные проекты там зачастую обеспечивают доходность в 15% годовых. Для того чтобы проект стал окупаемым, его нужно хорошо просчитывать. А для этого нужны специалисты, организации, работающие на стыке интересов государства и частного бизнеса. И опять мы возвращаемся к тому, что ВЭБ может стать проводником и политики реализации инфраструктурных проектов, и идеи государственно-частного партнерства, являясь к тому же государственной управляющей компанией. То есть у государства есть инструмент и для реализации таких проектов, и для контроля.

Назад

Соглашение под гул турбин

17 августа 2005 года
#Публикации
Назад

Михаил ГОРШКОВ


Вчера на Международном авиакосмическом салоне Внешэкономбанк подписал несколько соглашений с российскими авиакомпаниями.


В минуты, когда российские асы начали расписывать небо над "Жуковским" разноцветными мазками реактивных струй своих самолетов, на земле под гул турбин свои росписи в соглашении о сотрудничестве поставили председатель Внешэкономбанка Владимир ДМИТРИЕВ и генеральный директор компании "Красноярские авиалинии" Борис АБРАМОВИЧ.


Это событие в очередной раз продемонстрировало, что ВЭБ придерживается избранной стратегии в развитии партнерских отношений - поддерживает несырьевой российский экспорт. А российское авиастроение поддерживать Внешэкономбанку давно не впервой: еще в советские времена он активно сотрудничал с отечественными авиастроителями.


- Кроме того, мы реализуем программу развития авиационной инфраструктуры в регионах, - заметил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.


Так, например, в рамках подписанного с "КрасЭйр" соглашения банк будет финансировать не только обновление и расширение парка воздушных судов авиакомпании, но также развитие красноярского аэропорта и создание на его базе мультимодульного грузового транспортного узла европейского уровня. Банк поможет авиакомпании расширять сотрудничество с другими авиакомпаниями не только российскими, но и зарубежными - и решать организационные вопросы финансирования проектов за счет привлечения средств международного финансового рынка.


- Для нас большая честь - иметь такого финансового партнера, как Внешэкономбанк, - заметил после подписания соглашения Борис Абрамович. И важно, что в соглашении отмечены живые, эффективные проекты, которые открывают для всех нас большие перспективы.


И еще одна хорошая новость: вчера, можно сказать, заново родился транспортный лайнер "Руслан". По условиям соглашения, которое, кстати, прямо на борту транспортника подписали глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и президент компании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин, подразумевается возобновление серийного производства Ан-124-100 "Руслан" в Ульяновске.



Борис Абрамович ("КрасЭйр") и Владимир Дмитриев (Внешэкономбанк): "Будем сотрудничать!"

Назад

Волейбол. «Внешэкономбанк» стал спонсором сборной России

2 августа 2005 года
#Публикации
Назад

ВОЛЕЙБОЛ. ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ


Автор: Алексей Рыбалко


02 августа 2005, №116-B (16 698)


Вчера председатель «Внешэкономбанка» Владимир Дмитриев и первый вице-президент Всероссийской федерации волейбола Валентин Жуков подписали договор о сотрудничестве.


«Внешэкономбанк» стал генеральным партнером женской сборной России по волейболу и официальным спонсором ВФВ на новый олимпийский цикл. В соответствии с условиями договора, который рассчитан на четыре года, «Внешэкономбанк» окажет спонсорскую поддержку главной женской команде страны в размере 30 миллионов рублей в год для подготовки к участию в международных и всероссийских соревнованиях до окончания Олимпиады-2008 в Пекине.


– Я уверен, что наше сотрудничество будет взаимовыгодным, — отметил Владимир Дмитриев. — Этот договор призван закрепить уже существующую практику сотрудничества «Внешэкономбанка» и Всероссийской федерации волейбола и обеспечить условия для успешного выступления женской сборной России на главных соревнованиях четырехлетия, включая Олимпийские игры. Мы стали участниками одной большой команды, целью которой является завоевание золота в Пекине. Подписание нового соглашения направлено на укрепление и дальнейшее развитие партнерских отношений между нашим банком и федерацией, основа которых была заложена в 2004 году. Участие «Внешэкономбанка» как генерального партнера Всероссийской федерации волейбола в подготовке российских волейболисток к предыдущей Олимпиаде способствовало их удачному выступлению в Афинах. Кроме того, наше сотрудничество направлено и на поддержку программы развития волейбола в стране.


— Новый договор позволит женской сборной России более качественно готовиться к соревнованиям, проводить учебно-тренировочные сборы, платить премиальные игрокам, — рассказал Валентин Жуков. — Мы с «Внешэкономбанком» являемся единомышленниками. Начало сотрудничеству было положено в 2004 году. Теперь мы подписали новое соглашение, рассчитанное уже на четыре года. Очень рад, что отечественные меценаты заинтересовались волейболом. Хочу огромное спасибо сказать руководству банка за помощь в нашем общем деле. У нас есть силы и возможности для маневра. Планка поставлена самая высокая. Мы уже устали на Олимпиадах занимать вторые-третьи места. Надеюсь, что благодаря четырехлетней программе сотрудничества с «Внешэкономбанком» в Пекине у России будет олимпийское золото.


«Внешторгбанк» финансирует мужскую сборную, а «Внешэкономбанк» — женскую. Как вы думаете, кто победит в этом своеобразном соревновании? — вопрос к генеральному директору ВФВ Юрию Сапеге, который присутствовал на церемонии подписания договора о сотрудничестве.


— Безусловно, от этого выиграет российский спорт. Я благодарен обоим банкам за помощь. И мужская, и женская волейбольные сборные России очень нуждались в сильных партнерах. Помощь «Внешторгбанка» и «Внешэкономбанка» позволит руководству федерации решить проблемы главных команд страны, а игрокам и тренерам максимально сконцентрироваться на подготовке к главному старту четырехлетия — Олимпиаде в Пекине. А кто выступит лучше на Играх, мужчины или женщины, посмотрим. Надеюсь, что обе команды завоюют золотые медали.

Назад

Заемный рекорд ВЭБа. Банк привлек 500 млн долларов по ставке LIBOR+0,9%

28 июля 2005 года
#Публикации
Назад

Автор: Иван ГОРДЕЕВ

http://www.vremya.ru/2005/135/8/130730.html" target=_blank>Оригинал

Правительственный Внешэкономбанк (ВЭБ) удачно сыграл на росте суверенного рейтинга России, заняв у иностранных банков 500 млн долл. на три года по ставке LIBOR+0,9%. Так много и так дешево российские финансовые организации не занимали на Западе никогда.


Вчера председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев подписал соглашение о предоставлении ВЭБу синдицированного кредита международных банков. Лид-менеджерами синдиката выступили ABN Amro, Dresdner Bank и Deutsche Bank. Помимо них в сделке участвуют 40 банков, включая Citibank N.A, Dresdner Kleinwort Wasserstein, JP Morgan Chase, ING Bank, HSBC, Bayerische Hypovereinsbank, Bank Austria Creditanstalt, Calyon, ICICI Bank, Fortis Bank и другие.


Полученные средства ВЭБ планирует направить на финансирование операций своих клиентов. По словам г-на Дмитриева, сейчас у банка есть более 15 проектов, в которых будет использоваться кредит. Среди инвестиционных направлений он называет нефтеперерабатывающую и космическую отрасли, химическую промышленность, транспортное и дизельное машиностроение, телекоммуникации.


ВЭБ перекрыл рекорд Внешторгбанка (ВТБ), в начале года получившего трехлетний синдицированный кредит на 450 млн долл. под LIBOR+1,2%. Как и в случае с ВТБ, подписка на дебютный кредит ВЭБа от потенциальных участников значительно превысила первоначально запланированный объем сделки (300 млн долл.) и составила примерно 600 млн долл. По словам г-на Дмитриева, к синдикации проявили интерес большинство крупнейших финансовых институтов Европы. «Банк ассоциируется с суверенным риском», -- отмечает глава Внешэкономбанка.


Аналитики отмечают, что ВЭБ удачно воспользовался моментом для того, чтобы взять в долг. «Россия досрочно обслуживает внешний долг, ее золотовалютные резервы растут, рынки находятся под воздействием слухов о дальнейшем повышении рейтинга, -- говорит один из экспертов. -- Подобные кредиты идут нарасхват у первоклассных банков». К тому же такого набора рейтингов, как у ВЭБа (ВВВ- по обязательствам в иностранной валюте от агентств Standard & Poor's и Fitch и рейтинг Ва1 агентства Moody's), нет ни у одного российского финансового учреждения. ВЭБ относится к правительству не только как к материнской структуре, поясняют в S&P, он является агентом по обслуживанию внешнего долга и возвращению долгов перед СССР, а также выполняет функции государственной управляющей компании по инвестированию пенсионных накоплений.


Впрочем, дальнейших займов ВЭБ пока не планирует -- проблем с ресурсами для финансирования существующей очереди проектов, по словам г-на Дмитриева, у банка нет.

Назад

Председатель ВЭБ В.А. Дмитриев о соглашении о привлечении дебютного синдицированного кредита

28 июля 2005 года
#Публикации
Назад

27 июля 2005 года Внешэкономбанк подписал соглашение о привлечении дебютного синдицированного кредита. Средства привлечены на трехлетний срок по ставке LIBOR+0,9%. Сумма кредита в соответствии с принятым Внешэкономбанком решением составляет 500 млн. долларов США.



Сделка вызвала значительный интерес со стороны зарубежных инвесторов. Сумма поступивших заявок - более 600 млн. долларов США вдвое превысила первоначально заявленный объем кредита.


Ведущими организаторами синдицированного кредита выступили ABN AMRO, Dresdner Kleinwort Wasserstein и Deutsche Bank, организаторами - Bayerische Landesbank, CALYON Corporate and Investment Bank, Citibank, Erste Bank, HSBC Bank plc, HSH Nordbank, HVB Group (Bank Austria Creditanstalt) Bayerische Hypo- und Vereinsbank AG, ICICI Bank UK Limited, ING Bank, JP Morgan Chase Bank NA, Mizuho Corporate Bank и The Bank of Tokyo Mitsubishi.


Согласно подписанному кредитному соглашению привлеченные средства будут направлены на финансирование операций клиентов Банка. За счет средств кредита преимущественно будут реализовываться проекты, ориентированные на расширение продвижения российского несырьевого экспорта в третьи страны и на производство импортозамещающей продукции.



Внешэкономбанк первым из российских банков привлек один из крупнейших необеспеченных займов по самой низкой на данный момент ставке, которая для российских банков не опускалась ниже LIBOR+1%. В сделке принимает участие 40 банков из Европы, Азии, Северной Америки и Ближнего Востока - один из крупнейших синдикатов для российского рынка синдицированных займов.


По завершении церемонии подписания соглашения Председатель Внешэкономбанка В.А.Дмитриев побеседовал с журналистами


Глава Внешэкономбанка объяснил беспрецедентно низкую ставку привлечения кредита от западных банков устойчивым положением и динамичным развитием ВЭБа.


Председатель Банка отметил, что ВЭБ имеет высокий кредитный рейтинг на уровне суверенного от всех ведущих международных рейтинговых агентств. "ВЭБ ассоциируется с суверенным риском, так как является государственным на 100%", - сказал глава ВЭБ. Кроме того, по словам В.А. Дмитриева, ВЭБ демонстрирует устойчивую динамику роста.


"Привлечение ВЭБом синдицированного кредита. по самой низкой ставке на российском рынке синдицированных кредитов позволит банку снижать ставку для своих клиентов", - сказал В.А. Дмитриев.


При этом было подчеркнуто, что Внешэкономбанк не будет снижать ставки демпинговыми темпами, а будет придерживаться умеренно агрессивного подхода в этом вопросе.


В настоящий момент у банка есть более 15 проектов, предоставление кредита по которым из ресурсов, полученных в рамках подписанного кредитного соглашения, очень вероятно. Банк планирует направлять ресурсы прежде всего в такие отрасли экономики, как нефтепереработка, химическая промышленность, телекоммуникации, космическая отрасль, деревообрабатывающая промышленность, транспортное и дизельное машиностроение. Часть средств будет направлена на реализацию инфраструктурных проектов, прежде всего в Красноярском крае, соглашение о сотрудничестве с которым было подписано ВЭБом ранее.


Глава банка также сообщил, что серьезных планов заимствований до конца текущего года у ВЭБ нет. "Пока кредитный портфель обеспечен достаточным финансированием", - сказал В.А. Дмитриев, добавив, что при необходимости ВЭБ может принять решение о дополнительных заимствованиях. Председатель Банка отметил, что привлечение кредитов не является самоцелью для банка. "Это не самоцель. Появляются новые проекты, и мы ищем источники финансирования".


ВЭБ пока не планирует кредитование проекта строительства Транссибирского трубопровода.


"Насколько я знаю, пока не готова концепция, не утверждены и технические параметры проекта", - сказал В.А. Дмитриев.


В то же время глава Банка отметил, что "Транснефть", очевидно, будет финансировать данный проект, исходя из условий рыночной привлекательности того или иного предложения, и напомнил, что ВЭБ входит в межведомственную рабочую группу, которая занимается разработкой концепции строительства Транссибирского трубопровода.


 

Назад

Итальянский Mediobank увеличил кредитную линию для Bнешэкономбанка в полтора раза - до 150 млн евро

21 июня 2005 года
#Публикации
Назад

РИМ, 21 июня - РИА "Новости", Николай Мирошник.


Итальянский государственный банк среднесрочного и долгосрочного кредитования Mediobank увеличил кредитную линию для Внешэкономбанка (ВЭБ) в полтора раза - со 100 млн евро до 150 млн евро.


Соответствующее дополнение к рамочному кредитному соглашению между банками было подписано в Риме во вторник в рамках очередной сессии российско-итальянского Межправительственного совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству.


Рамочное кредитное соглашение предусматривает предоставление Внешэкономбанку кредитной линии без суверенной гарантии Российской Федерации. Финансирование проектов в рамках данной кредитной линии осуществляется под гарантию государственных страховых организаций Италии - SACE и SIMEST.


В рамках этого соглашения российский и итальянский финансовые институты уже подписали шесть индивидуальных кредитных соглашений.


В соответствии с этими документами, Внешэкономбанк организует финансирование поставок из Италии в Россию машин, оборудования и комплексных линий для предприятий топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности и телекоммуникационного сектора.


"Отрадно, что мы в самые короткие сроки сумели не только подписать рамочное соглашение, но и наполнить его конкретными индивидуальными кредитными соглашениями, - сказал в беседе с РИА "Новости" президент Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. - Важно и то, что оборудование, которое будет поставляться в нашу страну на основе таких индивидуальных кредитных соглашений, пойдет в различные отрасли российской экономики".


По словам Дмитриева, кредитные соглашения предусматривают, в частности, поставки оборудования для нефтехимии, производства современной бытовой техники, импортозамещающих товаров.


"Все это - серьезные бизнес-планы и проекты, - подчеркнул президент Внешэкономбанка. - Проекты длительные, большинство из них требует серьезных инвестиций, и мы рассчитываем, что все они будут успешными".

Назад

[К "Юганскнефтегазу"] это не имеет никакого отношения

17 июня 2005 года
#Публикации
Назад

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев ("Интерфакс")


Дмитриев уверяет, что ВЭБ не участвовал в схеме по покупке "Роснефтью" "Юганскнефтегаза", а вопрос о том, что средства федерального казначейства через Внешэкономбанк шли на финансирование этой сделки, "никогда не стоял". ВЭБ взял у китайских банков кредит на обеспечение "долгосрочных бесперебойных поставок нефти "Роснефти" в Китай", а к активу "ЮКОСа" это никак не относится.

Назад

Резервы на экспорт. Предлагает пустить председатель ВЭБа.

17 июня 2005 года
#Публикации
Назад

Борис Грозовский


Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев нашел применение золотовалютным резервам и пенсионным накоплениям. За счет копилки Центробанка он хочет финансировать несырьевой экспорт, а деньги будущих пенсионеров вкладывать в инфраструктурные проекты. Потенциальных бенефициаров идея Дмитриева заинтересовала, а экспертов - удивила.


Свои предложения Дмитриев озвучил на Петербургском экономическом форуме. Он сообщил, что сейчас встал "вопрос эффективного использования золотовалютного запаса" страны: его можно поддерживать на уровне $50 млрд, а все средства сверх этого - направлять на поддержку машинотехнического экспорта. А долю от накопительной части пенсии работающих граждан Дмитриев предложил направить на финансирование инфраструктурных проектов, передает агентство "Прайм-ТАСС".


С помощью резервов ЦБ и пенсионных накоплений поддержка несырьевого экспорта шагнула бы "на недосягаемые высоты", шутит чиновник Минэкономразвития: по сравнению с нынешними объемами она бы выросла почти в 100 раз. В 2005 г. государство собиралось потратить на эти цели чуть больше $700 млн, из которых $500 млн предназначено для выдачи госгарантий экспортерам и кредитующим их банкам. Еще $100 млн федеральный бюджет даст для финансирования экспортеров Росэксимбанку и 3 млрд руб. - на субсидирование процентов по кредитам, которые экспортеры берут в российских банках.


Госбанкиры предложения коллеги одобряют. Напрямую финансировать коммерческие проекты Центробанк "не может и не должен, но без ущерба для инфляции он мог бы активно рефинансировать банки, поддерживающие экспортеров", полагает президент Внешторгбанка Андрей Костин. Чтобы продавать за рубежом оборудование, самолеты, строить электро- или атомные станции, инструменты господдержки экспорта совершенно необходимы, уверен он.


Еще два года назад инвестировать средства ЦБ в строительство и покупку производств в России и за рубежом предложил владелец "Русского алюминия" Олег Дерипаска. Отношение чиновников к подобным идеям с тех пор не изменилось. "Идея инвестировать накопления страны в более доходные активы здравая, но механизм ее реализации предположить очень трудно", - говорит зампред Центробанка Константин Корищенко. Резервы уже "использованы" внутри страны - "под них в обращение выпущено определенное количество рублей", объясняет другой сотрудник ЦБ. Идея Дмитриева резко затруднит регулятору управление предложением денег и сделает сомнительным контроль за инфляцией, соглашается с ним чиновник Минфина.


Экспортеры тоже не рассчитывают на щедрость государства, хотя. "Мы не можем выбить из бюджета жалкие $5 млн, что же говорить о суммах на несколько порядков больше?" - жалуется финдиректор машиностроительного завода.


Финансировать экспортеров логичнее за счет рублевых средств бюджета, полагает экономист Центра развития Оксана Осипова: рубли обеспечены резервами ЦБ и, если в возвратности кредитов будут сомнения, регулятору придется уменьшать предложение денег.

Назад

Чтобы "молчуны" заговорили

17 июня 2005 года
#Публикации
Назад

Иван ГОРДЕЕВ


Правила игры в сфере управления пенсионными накоплениями граждан могут измениться в пользу частных управляющих компаний, полагает глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. "Судя по всему, дискуссия, развернувшаяся в настоящее время, выведет на то, что средствами "молчунов" будут управлять как государственные, так и частные управляющие компании", - сказал г-н Дмитриев вчера, отвечая на вопросы журналистов во время экономического форума в Петербурге.


Как известно, сейчас пенсионные накопления "молчунов" - тех, кто не распорядился передать средства частной управляющей компании, - аккумулированы во Внешэкономбанке как в назначенной правительством государственной управляющей компании.


По словам г-на Дмитриева, на данный момент сконцентрировано 97% пенсионных накоплений, что составляет 95 млрд рублей.


Суть дискуссии, о которой упомянул Владимир Дмитриев, проста. Государство пока не достигло одной из целей пенсионной реформы, а именно не смогло вовлечь в нее частный сектор экономики. Граждане весьма неохотно переводят средства из-под управления ВЭБа в частные компании.


А поскольку банку разрешено инвестировать эти средства в государственные ценные бумаги, пенсионные накопления по-прежнему вращаются главным образом в госсекторе.


"Все сейчас предпринимается для того, чтобы, с одной стороны, адекватно отреагировать на увеличение накопительной части пенсионных средств, с другой - максимально содействовать развитию российского фондового рынка исходя из принципов надежности, минимальных рисков и обеспечения соответствующей доходности тех средств, которыми управляют государственные и частные компании", - сказал вчера Владимир Дмитриев. При этом он подчеркнул, что сегменты рынка и инструменты, в которые средства "молчунов" смогут вкладывать частные управляющие компании, будут определены отдельно, а требования к "частникам", допущенным в эту сферу, будут предельно высокими.


Что же касается непосредственно ВЭБа, то Владимир Дмитриев напоминает: объем пенсионных накоплений "будет лавинообразно увеличиваться" (по словам банкира, к 2012 году общий объем средств накопительной части пенсий граждан в России составит около 30 млрд долл., а к 2020-2025 году превысит 70 млрд долл.), а инвестиционные возможности для банка по-прежнему крайне узкие.


"Мы поставили перед правительством вопрос о расширении перечня инструментов, в которые Внешэкономбанк как государственная управляющая компания может вкладывать эти средства", - сказал вчера Владимир Дмитриев. ВЭБ, по его словам, предлагает расширить перечень инструментов за счет ценных бумаг регионов и облигаций корпоративных заемщиков с пониженным риском кредитоспособности. Кроме того, с точки зрения г-на Дмитриева, перспективным является инвестирование пенсионных средств в инфраструктурные проекты: "Опыт зарубежных стран показывает, что пенсионные накопления активно используются для реализации таких проектов, потому что речь идет о длинных, капиталоемких, но достаточно доходных программах. Речь о том, чтобы за счет этих средств обеспечить пенсиями тех, кто станет пенсионерами с 2020 года, то есть временных возможностей для эффективного инвестирования этих средств достаточно, чтобы можно было ставить вопрос об инвестировании их в реализацию инфраструктурных проектов". Справедливости ради следует отметить, что вопрос о расширении перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений встал в повестке дня отнюдь не сегодня, и ВЭБ, да и не только он, постоянно напоминает об этом чиновникам. Но Белый дом почему-то не решается делать шаги, необходимость которых только растет.


Владимир Дмитриев полагает, что сейчас "поднимается вопрос об эффективном использовании золотовалютного запаса".

Назад

Первый контракт с привлечением госгарантий на поставку двух самолетов Ил-96 на Кубу будет реализован в 2005 году - Внешэкономбанк

16 июня 2005 года
#Публикации
Назад

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС/. Первый контракт с привлечением госгарантий на поставку двух самолетов Ил-96 на Кубу будет реализован в 2005 году. Об этом сообщил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сегодня на 9-м Петербургском экономическом форуме. По его словам, сумма сделки эквивалентна 90 млн долл.


Дмитриев также сообщил, что в бюджете 2005 года предусмотрены госгарантии на поддержку национального экспорта в размере 600 млн долл, а также эквивалент 100 млн долл на субсидирование процентных ставок, передает ПРАЙМ-ТАСС.


Договор о поставке двух широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов Ил 96-300 для кубинской авиакомпании Cubano Aviasion, входящей в состав государственной корпорации гражданской авиации Кубы /CACSA/, подписали в 2004 году лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." и внешнеторговое предприятие Кубы "Авиаимпорт". Договор реализуется в рамках правительственной концепции развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в РФ.


"Ильюшин Финанс Ко." выступает в качестве экспортера самолетов с российской стороны, контролируя все этапы их сборки на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе. Данные лайнеры планируется эксплуатировать в двух режимах: повседневно, как обычные пассажирские самолеты авиакомпании Cubana, а в случае необходимости в них будет монтироваться VIP-салон для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро.

Назад

ВЭБ рассматривает возможность инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты

26 мая 2005 года
#Публикации
Назад

Москва. 24 мая. ИНТЕРФАКС-АФИ - Внешэкономбанк (ВЭБ) полагает, что в перспективе часть находящихся под его управлением пенсионных накоплений будет инвестироваться, в том числе, и в инфраструктурные проекты на территории России.


Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сообщил в беседе с журналистами во вторник, что в качестве примеров подобных инвестиций могут быть рассмотрены проекты строительства нефте-и газопроводов.


В настоящее время ВЭБ имеет право инвестировать пенсионные накопления в гособлигации, номинированные в рублях и валюте, а также ипотечные облигации, гарантированные государством, которые пока на рынке отсутствуют. В связи с этим инвестиционные возможности банка как государственной УК пока сужены до рублевых и валютных госбумаг.


В управлении Внешэкономбанка сейчас находится около 95 млрд. рублей, или 97% от общего объема пенсионных накоплений, сформированных за 2002-2003 годы. К концу 2014 года объем средств накопительной части пенсионной системы, по прогнозам Пенсионного фонда России, составит около 3 трлн. рублей и превысит объем госдолга России, что грозит государственной УК дефицитом инвестиционных инструментов.


В связи с этим государством рассматриваются возможность расширения инвестиционной декларации ВЭБа за счет облигаций субъектов РФ, муниципальных облигаций и корпоративных облигаций, входящих в высшие котировальные списки организаторов торговли. По планам Внешэкономбанка, в эти бумаги ему может быть разрешено вкладывать до 20% от объема находящихся под его управлением пенсионных накоплений.

Назад