ВЭБ прогнозирует сокращение его доли в объеме пенсионных накоплений на 3% в год

19 мая 2005 года
#Публикации
Назад

Москва. 18 мая. ИНТЕРФАКС-АФИ - Внешэкономбанк (ВЭБ) прогнозирует ежегодное сокращение его доли в объеме рынка пенсионных накоплений на 3%. Об этом заявил директор департамента доверительных отношений ВЭБ Александр Попов на конференции "Пенсионная система России: прошлое, настоящее и будущее" в среду в Москве.


По его словам, ограничения, установленные для инвестирования государственной управляющей компанией пенсионных накоплений, а также дальнейшие планы правительства по выпуску государственных ценных бумаг показывают, что при 3%-ном уменьшении доли государственной управляющей компании в объеме пенсионных накоплений инвестиционных инструментов ВЭБу не хватит уже в 2008 году. В свою очередь, при 5%-ном снижении (в год - ИФ-АФИ) доли ВЭБа на рынке пенсионных накоплений в год никакого дефицита инвестиционных инструментов у госкомпании не возникнет даже к 2012 году. Однако, по словам А.Попова, вариант 5%-ного уменьшения доли в год представляется маловероятным. Скорее всего, снижение доли ВЭБа будет происходить неравномерными темпами, но в этом случае инструментов для инвестирования государственной управляющей компании не будет хватать к 2010 году.


По словам А.Попова, для перетока широких средств пенсионных накоплений в частные структуры необходима перестройка всей системы инвестирования пенсионных накоплений, а также, чтобы частные структуры доказали гражданами свою эффективность. Однако, отметил он, новая пенсионная система существует всего несколько лет, и в нее уже по ходу был внесен ряд изменений кардинального характера, что не способствует укреплению доверия к пенсионной реформе со стороны частных лиц.


По мнению ВЭБа, только последовательная реализация механизма пенсионной реформы будет способствовать росту доверия к ней граждан, добавил А.Попов.


По его словам, ВЭБ предлагает как можно быстрее принять стандарты распространения информации о динамике пенсионных накоплений и провести разъяснительную работу среди граждан.


Кроме того, крайне важно, отметил А.Попов, обеспечить принятие нормативной базы по функционированию ипотечного рынка. Только в Москве, по прогнозам экспертов, объем ипотечных ценных бумаг может составить $1 млрд. в 2005 году, добавил он.


Кроме того, необходимо разрешить государственной управляющей компании инвестировать средства пенсионных накоплений в субфедеральные облигации. Эти бумаги, отметил А.Попов, должны входить в биржевые котировальные списки высшего уровня. В частности, в настоящее время в котировальный список высшего уровня на ММВБ входят субфедеральные облигации на сумму 170 млрд. рублей. При ограничении на покупку этих бумаг в размере 10% портфеля пенсионных накоплений ВЭБа, объем вложений ВЭБом средств пенсионных накоплений в субфедеральные в облигации в этом году мог бы составить 17 млрд. рублей, отметил А.Попов.


Кроме того, предлагается разрешить ВЭБу инвестировать до 20% объема пенсионных накоплений в корпоративные облигации высшей категории надежности. Однако даже если государственной управляющей компании будет разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в субфедеральные корпоративные облигации, а также при должном развитии рынка ипотечных ценных бумаг, в которые ВЭБу разрешено инвестировать пенсионные накопления, рост средств в пенсионной накопительной системе будет столь высок, что в течение нескольких лет он может превысить объем российского рынка ценных бумаг, отметил представитель ВЭБа.


В этом случае целесообразно предоставить государственной управляющей компании возможность инвестировать пенсионные накопления в иностранные бумаги на условиях, аналогичных условиям инвестирования стабилизационного фонда РФ.


"Таким образом, существуют широчайшие возможности для расширения инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании. Расширение перечня инвестирования может привести к тому, что средства пенсионных накоплений станут локомотивом для всего российского рынка", - резюмировал А.Попов.

Назад

Глава Внешэкономбанка доложил президенту РФ о работе ВЭБ

13 мая 2005 года
#Публикации
Назад

Москва. 12 мая. ИНТЕРФАКС - Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с главой Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимиром Дмитриевым.



Фото пресс-службы Президента России


В.Дмитриев в ходе беседы с главой государства отметил, что ВЭБ является старейшим финансовым институтом России и в прошлом году отметил 80-летие. По итогам работы прошлого года прирост количественных показателей банка составил 20%.


"По количественным и качественным показателям банк занимает устойчивое место, входит уверенно в десятку банков России, а по ряду показателей - в первую пятерку", - сказал В.Дмитриев.


Он отметил, что банк в тесной связи с Минфином выполняет агентские функции по управлению внешним долгом России. Банк также сумел добиться снижения нагрузки на ВВП с 40%, которые были еще несколько лет назад, до 18% в прошлом году, сказал В.Дмитриев.

Назад

Пусть деньги "молчунов" побудут в государственных руках

29 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Выпуск: 28.04.05


Игорь МОИСЕЕВ


Внешэкономбанк (ВЭБ) работает с пенсионными накоплениями граждан в качестве государственной управляющей компании 2 года. Под управлением ВЭБа находятся 97% от общего объема пенсионных накоплений - средства так называемых "молчунов", не передавших деньги частным управляющим компаниям. Принятые же правительством решения предполагают нарушить монополию банка. Вокруг огромных пенсионных денег разворачивается настоящая война. Впервые свой взгляд на нововведения обозревателю "Известий" Игорю Моисееву и агентству "Интерфакс" изложил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.


известия: Владимир Александрович, как вы оцениваете предложения правительства по расширению инструментов, в которые ВЭБ может инвестировать пенсионные накопления граждан?


Владимир Дмитриев: Предложения по расширению объектов инвестирования не новы. Главный вопрос заключается в том, в какой форме они будут утверждены и как именно станут реализовываться. Ранее мы неоднократно выходили в правительство с предложениями о снятии ряда установленных ограничений на инвестирование этих средств. В частности, просили отменить ограничение, которое разрешало приобретать на средства пенсионных накоплений еврооблигации только на бирже. Учитывая тот факт, что основной рынок евробондов - внебиржевой, эти облигации практически исключались из перечня разрешенных для вложения пенсионных накоплений активов. В конце прошлого года это решение было принято, что позволило нам увеличить объем валютных госбумаг в портфеле. Мы также являемся инициаторами расширения активов для инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компании за счет субфедеральных займов и корпоративных бумаг. Правительство вроде бы на это предложение откликнулось, но пока непонятно, каким образом и в каких объемах госкомпания будет допускаться к расширенному портфелю активов. В любом случае расширение перечня инструментов инвестирования можно произвести только путем внесения изменений в федеральный закон.


известия: А как вы отнеслись к предложению создать федеральный орган, определяющий, куда вкладывать средства "молчунов"?


Дмитриев: По сути предложено создать еще одну государственную управляющую компанию в лице некоего нового федерального органа, который будет отдавать средства "молчунов" частным управляющим компаниям и определять их инвестиционную политику. Зачем это делать - совершенно непонятно. Еще в процессе разработки системы инвестирования пенсионных накоплений было признано, что создание такого органа приведет к существенным дополнительным расходам государственных средств и никак не улучшит процесс инвестирования. Всего за три года проведения пенсионной реформы уже второй раз предлагается ее кардинально изменить. Будет ли это способствовать росту доверия населения к реформе? Однозначно - не будет. Сейчас есть одна госкомпания, есть частные управляющие компании, так дайте им проявить себя, дайте системе поработать так, чтобы население поняло, как управляют их пенсионными деньгами.


известия: Инициатором этих предложений является Минфин. С Внешэкономбанком они обсуждались?


Дмитриев: Нет. До вынесения вопроса на заседание правительства дискуссии на эту тему не проводилось. Не было обсуждения и на Общественном совете по инвестированию пенсионных накоплений, который был создан для этих целей. К обсуждению должны были быть привлечены все участники системы инвестирования.


известия: Как вы относитесь к увеличению доли частных управляющих компаний (УК) в управлении пенсионными накоплениями?


Дмитриев: Мы ни в коей мере не можем быть против этого процесса. Ведь пенсионная реформа , в том числе, задумывалась для того, чтобы обеспечить эффективность управления накопительной частью средств Пенсионного фонда. Другое дело, что процесс увеличения доли частных УК и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) должен быть объективным. А предложение на самом деле одно - быстро принять решение по стандартам раскрытия информации о результатах инвестирования и на основе открытости, доступности, достоверности информации постоянно вести разъяснительную работу.


известия: Что бы вы посоветовали частным инвесторам?


Дмитриев: Я не вижу оснований для того, чтобы сейчас принимать какие-то нестандартные решения. Говорить о том, что кто-то на рынке работает лучше или хуже, нельзя, а потому и оснований для того, чтобы как-то "дергаться", переводить свои накопления, я тоже не вижу. Но есть основания для того, чтобы все-таки государство вместе с управляющими компаниями и общественным советом оживили дискуссию и все-таки донесли до народа, чего мы хотим от пенсионной реформы. Это самое главное.


Мнения других участников рынка


Павел Теплухин, президент управляющей компании "Тройка Диалог":
Проблема в том, что, может, намерения были хорошие, однако условия передачи средств "молчунов" частным компаниям не обозначены. Поэтому, конечно, надо советоваться, тем более что мы решаем общую триединую задачу. Во-первых, нужно, чтобы наконец реальный сектор получил длинный ресурс. Второе - нужно сделать так, чтобы граждане осознали ответственность за свое пенсионное будущее. Третья задача - развитие нашего финансового рынка, который находится в зачаточном состоянии. Пока же можно сказать, что предложения правительства хороши своей идеей, но реализовать их невозможно.


Вадим Сачков, генеральный директор управляющей компании "СОЛИД-Менеджмент":
Для рынка решения правительства - хорошая новость. Но я не понимаю, каким образом будет осуществляться передача средств "молчунов" частным управляющим компаниям. И главное, каким образом у человека спросят, желает ли он перейти к "частнику". Возможно, для многих людей то, что они оставили свои средства в ВЭБе, - осознанное решение. Они просто больше доверяют государственной структуре. И если опять поменяют правила на ходу, не спросив у будущих пенсионеров, то они вообще могут разочароваться в управляющих компаниях и пенсионной реформе.

Назад

Владимир Дмитриев: Будем последовательны в достижении целей пенсионной реформы

29 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

27.04.2005


Правительство РФ 21 апреля приняло проект основных направлений долговой политики, который предлагает изменить условия и принципы работы Внешэкономбанка (ВЭБ) в качестве государственной компании, управляющей пенсионными накоплениями граждан.


Свои взгляды на предлагаемые нововведения корреспондентам агентства "Интерфакс" и газеты "Известия" изложил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.


Владимир Александрович, как Вы оцениваете предложения правительства по расширению объектов инвестирования пенсионных накоплений, переданных в управление ВЭБу?


Предложения по расширению объектов инвестирования не новы. Главный вопрос заключается в том, в какой форме эти предложения будут утверждены и как именно они будут реализованы.


Внешэкономбанк является государственной компанией, в которую переведены пенсионные накопления так называемых "молчунов" - тех, кто отказался от выбора частной структуры для управления этими средствами, а также граждан, которые сознательно доверили свои пенсионные накопления государственной компании. Госкомпания управляет этими средствами в рамках существующей инвестиционной декларации.


Мы ранее неоднократно выходили в правительство с предложениями о снятии ряда установленных ограничений на инвестирование этих средств. В частности, мы просили отменить ограничение, которое разрешало приобретать на средства пенсионных накоплений еврооблигации только на бирже. Учитывая тот факт, что основной рынок евробондов - внебиржевой, эти облигации практически исключались из перечня разрешенных для вложения пенсионных накоплений активов. В конце прошлого года это решение было принято, что позволило нам увеличить объем валютных госбумаг в портфеле.


Мы также являемся инициаторами расширения перечня активов для инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компании за счет субфедеральных займов и корпоративных бумаг, правительство вроде бы на это предложение откликнулось, но пока непонятно, каким образом и в каких объемах госкомпания будет допускаться к расширенному портфелю активов. В любом случае расширение перечня инструментов инвестирования можно произвести только путем внесения изменений в федеральный закон.


Какова доля средств из пенсионного портфеля ВЭБа, которая может быть допущена на рынок корпоративных бумаг, чтобы его не "обрушить"?


Наши предложения - расширить инвестиционную декларацию портфеля пенсионных накоплений государственной управляющей компании за счет облигаций субъектов федерации, муниципалитетов и корпоративных облигаций первоклассных заемщиков. Акции пока решено не включать.


В эти бумаги мы предлагаем разрешить инвестировать 10-15% от объема пенсионного портфеля госкомпании. В текущем году эта сумма равняется 10-15 млрд. рублей, для этого года эта сумма вполне оправдана и ничем не грозит корпоративному рынку. В настоящее время объем субфедеральных и корпоративных облигаций, входящих в котировальный список высшего уровня только одной ММВБ, составляет более 170 млрд. руб. По нашему мнению, если государственная управляющая компания будет допущена к инвестированию средств "молчунов" в такие бумаги, то их объемы будут расти гораздо более высокими темпами, чем раньше.


Как Вы отнеслись ко второму предложению проекта долговой политики - создать федеральный орган, определяющий объемы инвестирования в тот или иной финансовый инструмент?


Это, мягко говоря, странное предложение. По сути, предложено создать еще одну государственную управляющую компанию в лице некоего нового федерального органа, который будет отдавать средства "молчунов" частным управляющим компаниям и определять их инвестиционную политику. Зачем это делать - совершенно непонятно.


Вместо того чтобы расширять возможности для инвестирования пенсионных накоплений и предоставлять населению достоверную и полную информацию о работе управляющих компаний, на основе которой население могло бы принимать решения об инвестировании, обсуждается вопрос о создании новой государственной управляющей компании. Не создав необходимых уже сейчас вещей, мы перескакиваем через голову, предлагая механизм, в создании которого необходимости пока нет.


Создание же второй госкомпании - по сути, дублирующего элемента в системе - может привести лишь к существенным дополнительным расходам государственных средств и никак не улучшит процесс инвестирования.


Всего за три года проведения пенсионной реформы уже второй раз предлагается ее кардинально изменить. Будет ли это способствовать росту доверия населения к реформе? Однозначно не будет. Сейчас есть одна госкомпания - так дайте системе поработать, чтобы управляющие компании смогли проявить себя, и население поняло, как эта система работает.


Инициатором этих предложений является Минфин. С Внешэкономбанком они обсуждались?


Нет, до вынесения вопроса на правительство не была проведена дискуссия на эту тему. По нашему мнению, к дискуссии должны были быть привлечены все участники системы инвестирования. Мы будем настаивать на открытом обсуждении. Хорошая площадка для этого, например - Общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений.


Не нарушит ли допуск частных управляющих к средствам "молчунов" права этих граждан, ведь явно среди них есть, хоть и незначительное количество людей, которые выбрали госкомпанию для управления своими пенсионными накоплениями осознанно?


Это тоже вопрос, ответ на который разработчики долговой концепции не предусмотрели. Наверняка, ответ на этот вопрос где-то есть, но пока мы его не получили. Может быть, гражданин потому и "промолчал", что хочет на практике понять, какие из частных компаний наиболее эффективны и надежны. А пока пусть его деньги побудут в надежных государственных руках. Получается, что государство даже не хочет, чтобы граждане самостоятельно выбирали, а принудительно отдает деньги "молчунов" в частные руки.


Мы считаем, что необходимо быть последовательными: начали реформу - хорошее дело задумали, так давайте последовательно ее проводить. Пенсионной реформе всего неполных 3 года, а мы не сделали очень важного - мы не проинформировали население, которое остается в неведении, что происходит с его накопительной частью пенсий, так как до сих пор не утверждены стандарты раскрытия информации. Людям должна быть дана полная информация для того, чтобы они смогли сделать свой выбор осмысленно. На незнании рождается недовольство, и возникают возможности манипулирования общественным мнением.


Какие изменения по улучшению в процедурах инвестирования пенсионных накоплений со своей стороны предложил бы Внешэкономбанк?


На наш взгляд, предложение может быть только одно - как можно быстрее принять решение по раскрытию информации об инвестировании пенсионных накоплений и на основе этих данных провести разъяснительную работу среди населения. Людям надо объяснять, что в частных структурах они смогут получить более высокую, но сопряженную с большими рисками доходность по своим пенсионным накоплениям, чем в государственной УК, а частным компаниям - на деле доказывать населению свой профессионализм и надежность.


А если все-таки представить, что функции государственной управляющей компании передали от Внешэкономбанка к другой компании?


Могу с уверенностью сказать, что лучше нас вряд ли кто справится с такой масштабной задачей. У нас есть для этого все - опыт, репутация, кадры, инфраструктура. За то, что мы делаем, мы готовы отчитываться и отчитываться со знаком плюс. Мы считаем, что работаем нормально, выполняя задачи, которые перед нами поставлены, и больших трудностей в работе, за исключением того, что сталкиваемся с разного рода техническими, бюрократическими проблемами, не испытываем. Поэтому могу сказать, что мы гордимся тем, что делаем.


Проводить консервативную инвестиционную политику может любая частная компания, и мы готовы конкурировать с ней. Но создавать еще одну государственную управляющую компанию в виде федерального ведомства - явный откат назад.


А вдруг на место нового федерального органа прочат Внешэкономбанк?


Я не думаю, что здесь имелся в виду ВЭБ. Наше положение многим не дает покоя, и нас, наоборот, в большинстве случаев хотят разукрупнить.


Понятно, что в отсутствие стандартов раскрытия информации говорить о результатах работы ВЭБа в качестве управляющего пенсионными накоплениями невозможно. Но если в целом, какова была динамика за прошлый год?


Однозначно, мы сработали "в плюс". Мы можем инвестировать средства пенсионных накоплений только в гособлигации. На рынке рублевых госбумаг во втором-четвертом кварталах прошлого года динамика была негативная, однако не в той мере, как на рынке корпоративных бумаг, и это позволило нам получить гарантированный доход. Но он был ниже инфляции, поскольку ставки на рынке госбумаг инфляцию не покрывают.


При этом необходимо учитывать, что пенсионные накопления представляют собой длинные деньги. На отрезке в год-два результаты не так заметны. Но за 10-15 лет, при условии проведения политики, направленной на снижение инфляции, мы вполне можем рассчитывать на достойные результаты по этим вложениям.


В прошлом году ВЭБ застраховал свою ответственность по управлению пенсионными накоплениями перед Пенсионным фондом РФ в страховом пуле "МАКС". В настоящее время у двух компаний, входящих в пул, - "Авест" и "Авест-Классик" - Росстрахнадзор приостановил лицензии. Может ли это потребовать перезаключения договора?


Нет, никаких последствий это обстоятельство не вызовет. Дело в том, что статья 25 федерального закона об инвестировании средств пенсионных накоплений устанавливает требования к собственным средствам страховщиков, участвующих в пулах по страхованию ответственности управляющих компаний. Даже в связи с возможным выходом из пула двух страховщиков размер собственных средств остающихся участников пула все равно останется выше установленных законом требований, поэтому перезаключать договор на новых условиях не потребуется.

Назад

Отталкиваясь от функций

29 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Андрей ДЕНИСОВ


29.04.2005


Глава ВЭБа надеется, что закон о правовом статусе банка попадет в парламент до конца года


Нынешний год должен стать ключевым в судьбе Внешэкономбанка, считает его председатель Владимир Дмитриев. Стратегия развития банковского сектора предусматривает, что до конца года статус ВЭБа будет приведен в соответствие с действующим законодательством. «Нужно изменить или принять законодательство, которое бы легализовало деятельность ВЭБа в рамках действующего правового поля», -- подчеркнул вчера г-н Дмитриев на пресс-конференции, посвященной итогам работы банка в 2004 году.


Законопроект, определяющий статус ВЭБа, уже разработан в банке, и находится на изучении в заинтересованных министерствах и ведомствах. Владимир Дмитриев надеется, что сложные согласования все-таки позволят внести закон в парламент в этом году. Глава банка пока очень осторожно высказывается о том, каким будет законопроект и, соответственно, статус ВЭБа, в окончательном виде. «Мы основываемся на том, что Внешэкономбанк должен остаться крупным финансовым институтом», -- сказал г-н Дмитриев. Подготовленный законопроект, по его словам описывает функции, которые следовало бы закрепить за ВЭБом. С этой точки зрения, считает глава банка, «вряд ли будут различные толкования». А вот какую организационно-правовую форму придать самому институту - предстоит решать правительству.


В то же время, корректировка деятельности ВЭБа уже фактически произошла. Банк отказался от возможностей универсализации своего бизнеса, выхода на рынок розничных операций, ипотеки, работы с мелкими и средними предприятиями. Однако очевидно, что ВЭБу суждено остаться уникальным учреждением: за 80-летнюю историю он, по выражению г-на Дмитриева, «впитал» в себя функции и долгового агентства, и банка развития, и оператора централизованных внешнеэкономических операций. Таким образом, функционально он весьма похож на принадлежащий правительству Германии банк развития Kreditanstalt fuer Wiederaufbau (KfW), чья деятельность регулируется отдельным законом, не предусматривающим наличия банковской лицензии.


Между тем, одно этапное событие для ВЭБа в этом году уже произошло. Правительство наконец предприняло все необходимые меры для того, чтобы заработала принятая еще в 2003 году концепция поддержки несырьевого экспорта (в частности, федеральный бюджет предусматривает гарантии в 600 млн долл на поддержку экспорта и 100 млн долл на субсидирование процентных ставок). По словам Владимира Дмитриева, в рамках поддержки Внешэкономбанком промышленного экспорта в 2005 году на Кубу будут поставлены два самолета Ил-96. Под эту операцию ВЭБ использовал государственную гарантию в размере 90 млн долл. Банкир добавил, что в разработке находятся проекты по поддержке промышленного экспорта, «связанные со странами Ближнего и Среднего Востока, американского континента и Юго-Восточной Азии».


В деятельности ВЭБа появился и новый акцент, о чем свидетельствует подписанное на днях соглашение о стратегическом сотрудничестве с администрацией Красноярского края. По словам Владимира Дмитриева, банк намерен содействовать «подъему экономического потенциала регионов через инфраструктурные проекты». Речь идет о развитии дорог, телекоммуникаций, портовой и аэропортовой инфраструктуры. Ряд проектов в этих отраслях ВЭБ рассматривает в Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Запада.


Финансовые результаты управления пенсионными накоплениями «молчунов» в ВЭБе не называют в ожидании утверждения властями стандартов раскрытия информации по этому вопросу. Владимир Дмитриев лишь подчеркнул, что те немногие инструменты, в которые ВЭБу как государственной управляющей компании разрешено инвестировать пенсионные накопления, несомненно, принесли доход по итогам 2004 года. Однако даже самые логичные решения, которые бы позволили увеличить эффективность управления этими средствами, государство принимает с большим скрипом. Несколько месяцев представители ВЭБа потратили на то, чтобы убедить чиновников в необходимости разрешить операции с российскими еврооблигациями не только на биржах (где обороты этих бумаг крайне малы), но и на европейском внебиржевом рынке. Теперь речь идет о том, чтобы расширить инвестиционную декларацию для ВЭБа. Сейчас ему разрешено вкладывать средства пенсионные накопления в государственные рублевые облигации, российские евробонды и ипотечные облигации, выпущенные под госгарантии (последних пока не существует). Как сообщил директор департамента по доверительному управлению ВЭБа Александр Попов, теперь банк предлагает разрешить ему вкладывать пенсионные накопления в субфедеральные облигации и корпоративные облигации высшего уровня.


Чистая прибыль Внешэкономбанка по итогам 2004 года составила 3,54 млрд рублей против 2,9 млрд рублей по итогам 2003 года. Выросли и налоговые платежи, составив 807,4 млн рублей по сравнению с 783 млн рублей в 2003 году.

Назад

Последний советский банк выходит из подполья

29 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Внешэкономбанк СССР решил жить по закону


Вчера глава Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) Владимир Дмитриев заявил, что до конца этого года подготовленный банком законопроект "О ВЭБе" будет внесен в Госдуму. Если депутаты его поддержат, действующий последние 14 лет на сомнительных юридических основаниях ВЭБ наконец обретет правовой статус. Правда, не факт, что в итоге он станет полноценным банком. Только один из трех предложенных правительству вариантов будущего ВЭБа предполагает получение им банковской лицензии.


Внешэкономбанк СССР является одним из крупнейших российских банков. На его балансе находятся российские внешние долги на десятки миллиардов долларов. В 2004 году объем международных платежей через ВЭБ составил $28,2 млрд. Среднегодовой объем ценных бумаг, учитываемых на счетах депо,– $8,3 млрд. Чистая прибыль по итогам 2004 года составила 3,54 млрд руб. Один из крупнейших налогоплательщиков среди банков: общий объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней составил в прошлом году 807,4 млн руб.


Как известно, Внешэкономбанк СССР никогда не имел банковской лицензии. Сейчас он занимается банковской деятельностью на сомнительных юридических основаниях – в соответствии с указом экс-президента Бориса Ельцина. Правительство не раз пыталось решить эту юридическую коллизию – то за счет слияния ВЭБа с Росэксимбанком или Внешторгбанком, то за счет создания на его базе долгового агентства, однако всякий раз безуспешно. Прежнее руководство ВЭБа долгие годы на словах поддерживало идею принятия специального закона об этом банке, правда, дальше слов дело не шло.


И вот вчера председатель ВЭБа Владимир Дмитриев в очередной раз вернулся к этой теме. "Работа по определению правового статуса ВЭБа находится в достаточно продвинутой стадии. Мы подготовили проект закона, определяющие цели и задачи банка. В настоящий момент он проходит предварительное согласование в ведомствах, и мы надеемся до конца года завершить процесс согласования и внести его в Госдуму",– заявил он.


В банке не скрывают, что при разработке законопроекта ориентировались на опыт германского Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW). Созданный в 1948 году с целью восстановления немецкой экономики, этот банк до сих пор имеет уникальный статус, прописанный в отдельном законе, который был скорректирован только в 2001 году. Так, согласно параграфу 1а этого закона, правительство Германии несет ответственность по всем обязательствам KfW. Кстати, летом 2003 года ВЭБ и KfW подписали соглашение о сотрудничестве в области поддержки российских и немецких экспортеров.


Цели и задачи ВЭБа и KfW и в самом деле во многом схожи, за исключением того, что российский банк является агентом правительства по управлению внешним долгом. Так что в случае принятия Госдумой закона о ВЭБе он будет существенно отличаться от немецкого аналога. Впрочем, до сих пор неясно, в какой именно форме будет зарегистрирован ВЭБ и получит ли он в конечном итоге банковскую лицензию.


Вчера господин Дмитриев категорически отказался раскрывать собственные планы на этот счет. По его словам, это связано с тем, что в профильных ведомствах существуют "различные подходы" к решению судьбы ВЭБа. Именно поэтому в разработанном ВЭБом законопроекте о самом себе представлены три варианта развития событий. И только один из них, по признанию председателя ВЭБа, предполагает получение ВЭБом банковской лицензии. Впрочем, не факт, что она ему нужна. Как заявил вчера Владимир Дмитриев, ВЭБ не намерен заниматься банковской розницей и ипотекой. "Мы считаем, что нам их развивать не надо. Мы не собираемся конкурировать с другими банками в этом секторе рынка",– утверждает он.

Назад

Добрые дела делаются тихо

26 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Оказывается, банкиры тоже борются с терроризмом.


На днях делегация государственного Внешэкономбанка приехала в Северную Осетию. Визит не был приурочен к какой-то дате. Просто банкиры, как и обещали ещё несколько месяцев назад, привезли в республику помощь. Проехать мимо или не заметить бесланскую трагедию до сих пор невозможно. Мемориал погибшим заложникам стоит прямо у дороги, ведущей из аэропорта во Владикавказ, и все прилетающие в республику останавливаются здесь на несколько минут - почтить память мучеников.


Боль никуда не ушла - стометровая ограда мемориала выложена с обеих сторон венками и свежими цветами. Разгар рабочего дня, но у дорогих могил - люди в трауре. Ардис, крепкий мужчина лет сорока, привез погибшему сыну свежей минералки (здесь на всех могилах стоят бутыли с водой или минералкой - боевики не давали пить детям несколько суток). Его сынишке было всего девять лет. Первая бесланская школа, считавшаяся лучшей в городе, находилась очень далеко от их дома, поэтому каждый день Ардис отпрашивался с работы, чтобы привезти Руслана домой и сдать на руки бабушке. Отца до сих пор продолжают отпускать с работы к сыну...


Подарки Внешэкономбанка Осетии заняли целую площадь в центре Владикавказа. Банк закупил и переправил в республику 39 "уазиков"-"буханок", специально переоборудованных под машины "Скорой помощи". Дороги в Осетии, без преувеличений, ужасные. Осенью и весной в горные районы без вездеходов просто не добраться. Довольные шоферы толпились вокруг подарков.


- А как не радоваться, - сказали они корреспонденту. - У нас раньше было так. Я прорываюсь на "Волге", сколько могу, потом машина садится на брюхо, а врач с сестрой дальше идут пешком. Пока я автомобиль откапываю, больного приносят родственники. Бывало, и не довозили до больницы...


Впрочем, представитель Внешэкономбанка, выдававший водителям документы на новенькие машины, пожелал врачам и медикам, чтобы большинство их вызовов было к роженицам, а не к тяжелобольным людям. В ответ президент республики Александр Дзасохов сказал, что у осетин хорошая память, и этот поступок Внешэкономбанка люди запомнят надолго.


Прямо с площади машины "Скорой помощи" ушли на линию. А делегация Внешэкономбанка поехала на совещание к президенту Александру Дзасохову - обсудить еще одно предложение московских гостей, напрямую связанное и с борьбой с терроризмом, и главной проблемой Северного Кавказа - безработицей.


В разговоре с президентом Северной Осетии председатель банка Владимир Дмитриев сообщил, что банк готов и способен направить в республику инвестиции. В том числе и из-за рубежа. Речь идет в первую очередь об инвестициях в производственные проекты, связанные с реальным сектором экономики. В ответ Александр Дзасохов заверил банкиров, что в республике сейчас существует переизбыток квалифицированных кадров. Вузы продолжают работать, а производств нет. Стороны договорились встретиться через месяц и уже детально обсудить программу экономической помощи республике.


Дмитрий Пономорёв

Назад

Внешэкономбанк позаботился о нашем здоровье

21 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Выпуск №57


20 АПРЕЛЯ 2005 г.


Оригинал статьи: http://sevos.alanianet.ru/2005/05-04/0504-20/03-aktualno.htm">http://sevos.alanianet.ru/2005/05-04/0504-20/03-aktualno.htm


Т. ТАУТИЕВА.


Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений республики вчера получила существенное подкрепление. Сорок новеньких карет скорой помощи подарил нашей республике Внешэкономбанк России. Чтобы лично осуществить эту благотворительную акцию, в Северную Осетию приехал сам председатель правления банка Владимир Дмитриев.



«Пусть эти машины помогут жителям вашего благодатного края быть здоровыми, крепкими и счастливыми!» – с таким искренним пожеланием, прозвучавшим из уст Владимира Александровича, «уазики» из Владикавказа отправились на службу в города и села Северной Осетии: Беслан, Ольгинское, Заманкул, Чми, Ларс, Толдзгун, Лескен, Даргавс и другие.


На торжественной церемонии вручения «неотложек» присутствовал и Президент РСО–А Александр Дзасохов. Он сердечно поблагодарил правление Внешэкономбанка РФ за столь щедрый и такой необходимый республике подарок. (Кстати, оценивается он в сумму один миллион долларов). Глава республики особо подчеркнул, что коллектив этого крупнейшего российского банка был рядом с Северной Осетией сразу после трагедии в Беслане, оказал посильную помощь пострадавшим семьям на общую сумму более шести миллионов рублей. Под особую опеку взяты дети, потерявшие в теракте родителей. Им банк намерен оказывать внимание вплоть до совершеннолетия.


– Наш коллектив воспринял боль Беслана, как собственную, – сказал очень искренне глава «Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. – И мы не могли остаться безучастными, не могли не разделить с вами скорбь. Но жизнь продолжается, и нужно работать над тем, чтобы сделать ее лучше и счастливее. Наш банк со своей стороны готов в этом Северной Осетии помочь. Думаю, взаимодействие с республикой нужно продолжить деловыми партнерскими связями прежде всего в сфере экономики, тем более, что у вас есть для этого неплохой потенциал.


Это намерение Владимира Дмитриева нашло подтверждение на состоявшейся вчера же официальной встрече с Президентом РСО–А Александром Дзасоховым и членами правительства. На ней обсуждались перспективы сотрудничества республики с Внешэкономбанком. Кстати, это банковское учреждение – одно из крупнейших, стабильно развивающихся в России и одно из немногих, политика которого ориентирована на поддержку регионов.


Отныне положено начало сотрудничеству банка и с Северной Осетией, краем, где, несомненно, есть поле деятельности и для привлечения инвестиций, и для поддержки малого и среднего бизнеса, и для наращивания потенциала крупных предприятий. И Внешэкономбанк готов в этих проектах участвовать.


Президент РСО–А Александр Дзасохов, в свою очередь, так обозначил позицию республики: «Мы не исповедуем иждивенчество, не хотим строить отношения на принципах – «помогите!», «дайте!». Наше желание – внедрять в жизнь реальные взаимовыгодные проекты, которые в конечном итоге позволят улучшить благосостояние жителей нашей республики».


На встрече была достигнута договоренность о том, что в ближайшее время Северная Осетия готовит для Внешэкономбанка пакет документов с полным анализом экономического потенциала республики. Банк же готов ответить на это своими конкретными финансовыми предложениями.



Добрые улыбки, крепкие рукопожатия обеих сторон стали залогом доверия и, надо полагать, успешного взаимовыгодного сотрудничества.


Вчера же делегацию членов правления Внешэкономбанка президент республики ознакомил со строящимся мемориалом Славы.

Назад

Финансовые гарантии для российского экспорта

19 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

НБЖ – №4 (16) Апрель 2005 – Банки и бизнес – Тема номера


Беседу вел: Андрей Черепанов


Уникальность и своеобразие Внешэкономбанка как кредитной организации состоит в том, что ему поручено проведение ряда операций, связанных с выполнением Российской Федерацией международных обязательств. В канун XVI съезда АРБ своими мыслями с "НБЖ" делится глава ВЭБа Владимир ДМИТРИЕВ.


Владимир Александрович, возглавляемый вами банк по сути единственное в России финансовое учреждение, которому поручено проведение ряда операций, связанных с выполнением нашей страной международных обязательств.


Да. Внешэкономбанку официально вменено в обязанность обслуживание и погашение государственного внешнего долга. А также управление государственными внешними финансовыми активами. Банк является также платежным агентом по внешним облигационным займам Российской Федерации.


Если можно, приведите некоторые цифры, иллюстрирующие ситуацию.


В прошлом году ВЭБ осуществил в пользу иностранных кредиторов платежи на сумму в 9,8 млрд. долл. Помимо этого, агентствам экспортных кредиторов стран - участниц Парижского клуба нами было переведено почти 1 млрд. долл и 2,6 млрд. евро.


Что касается сумм по внешним облигационным займам, то цифры таковы: 2,6 млрд. долл. и 1,2 млрд. евро соответственно. Кстати сказать, нами полностью погашен один из внешних облигационных займов России эмиссии 1997 г. на сумму в 2 млрд. немецких марок.


Внешэкономбанк осуществляет еще обмен обязательств бывшего СССР перед двумя банками: Межрегиональным инвестиционным (МИБ) и Московским банком экономического сотрудничества (МБЭС).


Речь идет о сумме в 905,7 млн. долл. Могу сказать, что долг бывшего СССР перед МИБ урегулирован полностью. Неурегулированный остаток задолженности перед МБЭС в сумме 138,3 млн. долл. подлежит переоформлению на основании отдельного постановления Правительства России.


Помимо этого, ваш банк выполняет и другие агентские функции?


Совершенно верно. Мы обеспечиваем банковское обслуживание проектов, реализуемых в рамках государственных программ и межправительственных соглашений как за рубежом, так и внутри страны. Специалисты банка на стадии подготовки таких проектов проводят экспертную финансовую оценку их экономической целесообразности.


Внешэкономбанк как агент правительства ведет работу по возврату кредитов, предоставленных ранее за счет средств федерального бюджета российским компаниям. В 2003 г. было урегулировано таких обязательств перед Министерством финансов РФ на сумму около 1,3 млрд. долл. США.


На XVI съезде Ассоциации российских банков, среди прочих актуальных проблем, стоящих перед банковским сообществом, будут обсуждать вопрос <Банки и подъем промышленного производства в России>. Насколько эта тема близка ВЭБу?


Проблема сырьевой составляющей в общем объеме экспорта Российской Федерации тормозит экономическое развитие страны. Это не просто снижает вес России в мировом товарообороте продукции с добавленной стоимостью. Такая ситуация напрямую ведет к снижению политической значимости нашего государства на международной арене. Скажу больше, это вопрос нашей экономической и политической безопасности.


В 2003 г. в планах российского правительства по реализации основных направлений социально-экономического развития страны было предусмотрено ускоренное развитие национального машиностроительного комплекса.


Напрямую с решением этой задачи было связано изменение структуры экспорта страны в пользу увеличения доли высокотехнологичных отраслей промышленности (аэрокосмический комплекс, атомная энергетика, топливно-энергетические технологии и др.) путем оказания государственной поддержки экспорту промышленной продукции за рубеж.


Внешэкономбанк в своей деятельности руководствуется сегодня появившимся в октябре 2003 г. правительственным распоряжением № 1493-р "Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации."


В соответствии с концепцией развития, макроэкономическими показателями российской экономики, а также кредитным рейтингом по классификации ОЭСР (4-я категория странзаемщиц), Внешэкономбанк готовит соответствующую финансовую инфраструктуру. Наши специалисты работают над соглашениями о сотрудничестве с ведущими экспортными кредитными агентствами и страховыми компаниями мира.


К настоящему моменту Внешэкономбанк и Росэксимбанк уже подписали 13 соглашений о сотрудничестве с экспортными кредитными агентствами и банками Западной и Восточной Европы, США, Индии, Китая и Латинской Америки.


Социальные вопросы, пожалуй, самые острые сегодня. К примеру, наш Пенсионный фонд сам сидит на правительственной дотации. Поэтому многие надеются, что высокий профессионализм сотрудников Внешэкономбанка, их ответственность помогут приумножить пенсионные накопления.


Одним из важнейших направлений деятельности Внешэкономбанка в 2004 г. явилось непосредственное исполнение функций по управлению средствами пенсионных накоплений.


В рамках проводимой в стране пенсионной реформы Пенсионный фонд Российской Федерации впервые передал управляющим компаниям средства, сформированные Пенсионным фондом за 2002 г. и 2003 г.


Общий объем средств, переданных в управление Внешэкономбанку как государственной управляющей компании, превысил 3 млрд. долл. США. Основными направлениями деятельности Банка в данной области стали выработка стратегии инвестирования, формирование портфеля ценных бумаг за счет средств, переданных в доверительное управление, а также выработка предложений, связанных с разработкой и совершенствованием нормативной базы.


Осенью 2004 г. было принято Постановление правительства, предоставившее управляющим компаниям право совершения операций с российскими еврооблигациями на внебиржевом рынке, что имеет первостепенное значение для проведения операций с этим инструментом на международном финансовом рынке.


В 2005 г. деятельность Внешэкономбанка как государственной управляющей компании будет направлена в первую очередь на обеспечение сохранности переданных в доверительное управление средств и повышение эффективности управления инвестиционным портфелем.


Планируется значительно увеличить объем операций на международном финансовом рынке за счет совершения сделок с российскими еврооблигациями, что позволит повысить эффективность управления и, соответственно, доходность инвестирования.


Ваши пожелания участникам съезда?


Удачи! Потому что сегодня АРБ берет в свои руки решение ключевых вопросов банковского сообщества. Как часто при наличии всех составляющих отстутствие удачи рушит самые продуманные планы. Поэтому пусть удача сопутствует работе съезда.

Назад

Индустриализация "по Хлопонину"

19 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Номер выпуска: 61 (1218)


Дата выпуска: 11.04.2005


Автор: Михаил ВОРОБЬЕВ, Красноярск


Красноярский край превращается в Центральную Сибирь


На карте России появилась еще одна точка притяжения многомиллиардных инвестиций. Красноярский край намерен реализовать амбициозную экономическую программу, уже названную в регионе новой индустриализацией Сибири. На кон поставлено многое: лишь при условии реализации программы станет очевидным эффект от объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами (референдум по этому вопросу намечен на 17 апреля). В противном случае край-донор не сможет вытянуть дотационных соседей: Таймыр и Эвенкия по-прежнему будут нуждаться в значительных дотациях из федерального центра.


Впрочем, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, возглавлявший в свое время "Норильский никель", а затем Таймырский автономный округ, уверен, что его новый проект -- уже на территории самого крупного края России -- будет успешным, поскольку выгоден и для региона, и для страны в целом. Причем не только с экономической, но и с политической точки зрения. И в инвестициях г-н Хлопонин уверен. Не зря же, в конце концов, на десятирублевой купюре изображены виды Красноярска. Своеобразная примета для потенциальных инвесторов, желающих "десятки" превратить в миллионы.


О перспективах партнерства с регионом г-н Хлопонин говорил на Красноярском инвестиционном форуме, который состоялся в конце минувшей недели. По его словам, реализация программы развития края позволит региону стать к 2010 году главным центром экономической активности России. Впрочем, без помощи федерального центра не обойтись. Причем не только в виде административной поддержки и, возможно, инвестиций в инфраструктуру, но и на концептуальном уровне. Губернатор предлагает правительству изменить государственную региональную политику, направленную пока на выравнивание межбюджетных отличий и дотирование слабых регионов за счет перераспределения доходов доноров. По его убеждению, такая система приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и не дает стимулов к развитию ни регионам-донорам, у которых отнимают часть заработанных денег, ни регионам-реципиентам, у которых просто-напросто отбивается охота к зарабатыванию денег (федеральное правительство автоматически сокращает трансфертную поддержку дотационного региона на сумму полученных им самостоятельно дополнительных доходов).


Будущее видится г-ну Хлопонину в формировании регионов-локомотивов, в состав которых могут быть включены дотационные территории. В исследовании аналитического центра "Эксперт" отмечается: "Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии через реализацию инвестиционной программы объединенного региона, предложенной Александром Хлопониным, может стать пилотным проектом по реализации этой доктрины". По подсчетам губернатора, объединенный Красноярский край, будучи центром новой индустриализации Сибири, богатым природными ресурсами, способен дать к 2010 году примерно 55 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений. И снять с федерального центра обузу в виде дотирования Таймыра и Эвенкии. Правда, на переходный период, который продлится до 2008 года (реальное объединение предполагается завершить годом раньше), трансферты автономным округам предполагается сохранить.


Согласно расчетам экспертов, превратить автономные округа в полноценные территории-доноры способна реализация двух основных проектов: разработка Ванкорского нефтяного месторождения (его осваивает "Роснефть", заинтересованность в сотрудничестве проявляет французская Total) и месторождений нефти и газа в Юрубчено-Тохомской зоне (геологоразведку вел ЮКОС, поэтому пока ситуация там неопределенная). Осваивать эти природные кладовые экономически выгоднее как раз в рамках объединенного края, это позволит снизить административные издержки. Ванкорское месторождение, например, находится на границе Красноярского края и Таймыра (нефтепровод будет проложен до порта Диксон). Поэтому проводить различного рода согласования "Роснефти" пришлось бы с удвоенным количеством чиновников. Нелишне напомнить, что освоение природных богатств Восточной Сибири закреплено в качестве приоритета в энергетической стратегии России. А Красноярский край по величине прогнозных ресурсов нефти (8,2 млрд тонн) и газа (23,6 трлн куб. м.) занимает второе место в России после Тюменской области.


Заместитель гендиректора РУСАЛа Александр Лившиц сообщил на форуме, что практически завершены переговоры с РАО "ЕЭС России" о достройке Богучанской ГЭС и возведении нового алюминиевого завода мощностью 500 тыс. тонн. Предполагается, что и ГЭС, и заводом компании будут владеть на паритетной основе. "В пределах ближайшего месяца с этим вариантом выйдем в правительство", -- сообщил г-н Лившиц. В качестве приоритетного места для строительства завода выбран Кодинск на востоке края. "Но если Красноярский край проложит нам железную дорогу", -- поставил условие г-н Лившиц, оборачиваясь к сидевшему в президиуме Александру Хлопонину. Губернатор промолчал, однако позже уверенно заявил журналистам, что дорога будет.


Между тем дорога, по которой в регион пойдут инвестиции, уже, похоже, проложена. В рамках форума Внешэкономбанк, одна из основных задач которого заключается в привлечении иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, заключил с Красноярским краем соглашение о стратегическом партнерстве. "Нам действительно необходимо иметь надежного консультанта, качественного специалиста в области проектного финансирования, оценки эффективности тех или иных проектов. Этот банк в состоянии привлечь пул других банков для реализации инвестиционных проектов, о многих из которых вы сегодня слышали", -- сказал Александр Хлопонин. По его оценке, совокупный объем инвестиций, необходимых для финансирования проектов, о которых шла речь в рамках форума, оценивается в сумму свыше 200 млрд рублей.


ВЭБ возьмет на себя обязательства представлять интересы края на переговорах с заемщиками и иностранными финансовыми институтами, проводить экспертную оценку предложений иностранных банков, при положительном заключении осуществлять финансовое обслуживание проектов. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, банк готов оказывать краю весь спектр услуг, предоставляемых инвестиционно-банковскими институтами. Г-н Дмитриев назвал и одного из потенциальных партнеров -- Банк развития Китая. Соглашение о сотрудничестве с этим банком и Корпорацией страхования экспортных кредитов КНР Внешэкономбанк подписал осенью прошлого года в рамках визита в Пекин Владимира Путина. Как отметил г-н Дмитриев, потенциал этого соглашения можно было бы задействовать в отношении не только Красноярского края, но и других промышленных регионов. Среди потенциальных партнеров ВЭБ рассматривает и финансовые организации Японии.


Акцент в Красноярском крае будет сделан на инфраструктуру. "Это та сфера, без которой невозможно дальнейшее экономической развитие края, создание мощного экономического потенциала с учетом объединения территорий. Речь идет о дорогах, мостах, связи, энергетике -- обо всем том, что необходимо для освоения новых территорий и открытия новых производств. Это серьезные проекты и по схемам финансирования, и по окупаемости, ведь речь идет о длинных кредитах", -- отметил г-н Дмитриев. По его словам, в этих проектах может быть задействован инвестиционный потенциал порядка нескольких десятков миллионов долларов.


Эти деньги придутся как нельзя кстати, поскольку, по мнению советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова, на мощную финансовую поддержку из федерального бюджета красноярских проектов надеяться не стоит. В качестве компенсации он предложил на форуме ввести новое географическое понятие -- Центральная Сибирь -- и причислить к ней Красноярский край. На это есть по меньшей мере три причины. Во-первых, именно в Красноярском крае находится географический центр России, во-вторых, край намерен стать центром новой индустриализации Сибири, в-третьих, как предположил г-н Илларионов, с точки зрения восприятия инвестора Центральная Сибирь ближе, чем Восточная. В шутке г-на Илларинова, как говорится, есть доля шутки: ведь и Центральная Азия еще совсем недавно называлась совсем по-другому.

Назад

Второе дыхание западных инвестиций

19 апреля 2005 года
#Публикации
Назад

Дата выпуска: 12.04.2005


Номер выпуска: 74 ( 3743 )


Рубрика: ЭКОНОМИКА. ДЕНЬГИ


Автор: Владимир Богданов


ГАННОВЕРСКАЯ промышленная ярмарка проходит под знаком России. Впервые наша страна выступает на ней в качестве центрального гостя со статусом "страна-партнер".


Участие в ее работе президента России Владимира Путина придает особое значение этому международному экономическому смотру. Ведь ФРГ является основным внешнеэкономическим партнером РФ.


Российскую Федерацию представляют 160 ведущих предприятий страны. Во время работы ярмарки в Ганновере проходят также Германо-российский экономический форум, в котором участвуют представители в общей сложности около 700 предприятий двух стран.


Хотя в Ганновере, по словам председателя Восточного комитета немецкой экономики Клауса Мангольда, не были заключены "сенсационные сделки", эта важная встреча дает возможность содействовать дальнейшему улучшению взаимодействия экономик России и Германии.


Но все-таки кое-какие сенсации произошли. Авторами их стали ведущие финансовые учреждения России и Германии.


В ходе визита Владимира Путина были подписаны очень важные для развития экономик двух стран документы, предусматривающие финансирование проектов на выгодных стоимостных условиях без суверенной гарантии.


Со стороны России подписантом выступил ведущий государственный специализированный финансовый институт, Внешэкономбанк. Со стороны Германии - Deutsche Bank AG и акционерное общество AKA Ausfuhrкredit- Gesellshaft m.b.H.


С АКА подписано соглашение о предоставлении многомиллионной кредитной линии под гарантии страхового общества "Гермес".


Соглашение отвечает долгосрочным интересам как российских покупателей высокотехнологичной продукции немецких производителей, так и интересам немецких поставщиков. Ведь в его рамках планируется осуществлять проекты в таких отраслях российской промышленности, как авиастроение, судостроение, энергетика, телекоммуникации и производство машинотехнической продукции. Немецкий партнер ВЭБ к настоящему времени уже привлек под гарантию российского правительства связанных кредитов на общую сумму 7,5 миллиарда евро, подписав при этом более 600 индивидуальных кредитных соглашений.


С Deutsche Bank подписано Дополнение к базовому кредитному соглашению от 11 октября 2000 года. Оно позволяет расширить возможности финансирования вышеуказанных проектов на выгодных стоимостных условиях без суверенной гарантии и предоставляет возможность осуществлять финансирование поставок оборудования и услуг в соответствии с условиями базового кредитного соглашения не только из Германии, но и из других стран Европы, в которых имеются филиалы Deutsche Bank. Причем страхование проектов будет осуществляться под гарантии национальных страховых агентств этих стран.


Надо сказать, что для ВЭБа важно то, что он выходит на международный рынок капитала без поддержки правительства - как полноценный финансовый институт. При этом расширяется клиентская база банка и появляется больше возможностей предоставления средств российским заемщикам.


В последние годы в рамках базового соглашения с АКА финансируются поставки медицинского оборудования для различных лечебных учреждений и закупки научных приборов для Российской академии наук. В 2004 году в рамках базового соглашения подписано 6 индивидуальных кредитных соглашений на общую сумму 68,7 миллиона евро. По состоянию на 1 января 2005 года погашено 5,8 миллиарда евро основного долга и 1,8 миллиарда евро комиссий и процентов. Задолженность перед немецкими кредиторами составляет 1,0 миллиарда евро.


В июле 2003 года Внешэкономбанком совместно с Росэксимбанком подписано соглашение с банком KfW, предполагающее кредитную поддержку экспортных и инвестиционных проектов, осуществляемых российскими предприятиями совместно с немецкими компаниями в третьих странах. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев, выступая на открытии Ганноверской ярмарки, заявил: "Хочу подчеркнуть, что, учитывая статус Внешэкономбанка, немецкие партнеры предоставили нам кредит без суверенной гарантии правительства Российской Федерации.


Работа нашего банка будет включать в себя как традиционное участие в обслуживании внешнего долга Российской Федерации с целью повышения финансовой устойчивости государства и улучшения режима инвестиционной привлекательности страны, так и конкретную деятельность по развитию торгово-экономических отношений и привлечению инвестиций.


Причем от традиционного кредитования мы планируем начать переход к более высоким формам сотрудничества - кооперации и интеграции. Примером такого подхода может служить подписание Внешэкономбанком и его дочерней структурой - Росэксимбанком соглашения с KfW о взаимодействии в области поддержки совместных экспортных проектов в третьих странах. Это соглашение открывает широкие перспективы по реализации совместных проектов на рынках, где позиции российских производителей традиционно сильны".

Назад