Вопросы резервирования в рамках Федерального закона 173-ФЗ

29 января 2004 года
#Публикации
Назад

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ), который был опубликован 17 декабря 2003 года и вступит в силу 18 июня 2004 года (по истечении 6 месяцев с даты опубликования) содержит новый подход к административному регулированию валютных операций в Российской Федерации. Пытаясь сделать закон более либеральным, законодатели отказались от прямого запрета на большинство валютных операций, а в качестве инструмента, способного, при необходимости, ограничить объем отдельных валютных операций (Например, в соответствии со статьей 6 Закона 173-ФЗ «...в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.».), ввели резервирование резидентами и нерезидентами денежных средств на счетах в уполномоченных банках ( Кроме резервирования, Закон 173-ФЗ предусматривает также такие инструменты регулирования, как: запрет на осуществление валютной операции, осуществление валютной операции с использованием специального счета, предварительная регистрация счета в банке за пределами территории Российской Федерации и предварительная регистрация ввоза и пересылки в Российскую Федерацию или вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.).


В общем виде схема резервирования в соответствии с Законом 173-ФЗ выглядит следующим образом (детальный порядок резервирования и возврата суммы резервирования будет установлен Банком России в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона 173-ФЗ):


1. До выполнения валютной операции определяется необходимость внесения суммы резервирования. В частности, в соответствии с частью 6 статьи 7 Закона 173-ФЗ изучается возможность неприменения требования о резервировании в связи с наличием обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.


2. Рассчитывается конкретная дата или период времени для внесения суммы резервирования, которые, в зависимости от валютной операции, предусматривающей резервирование, могут устанавливаться Законом 173-ФЗ следующим образом:
а) день истечения определенного срока, характерного для валютной операции;
б) период времени до осуществления валютной операции;
б) дата не позднее дня совершения валютной операции.


3. В соответствии с рассчитанной датой внесения суммы, резидент или нерезидент, осуществляющий операцию, вносит сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке в размере и на срок, которые определены соответствующим органом валютного регулирования (Правительством Российской Федерации или Банком России).


4. Сумма резервирования вносится при соблюдении следующих условий:
а) сумма вносится в валюте Российской Федерации;
б) расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения исходя из устанавленной органом валютного регулирования ставки (в процентах) и суммы соответствующей валютной операции;
в) при расчете суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте используется официальный курс, устанавленный Банком России на день внесения суммы резервирования;
г) при расчете суммы резервирования по валютной операции с внешними ценными бумагами и (или) внутренними ценными бумагами используется рыночная стоимость ценных бумаг (для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг) или фактическая цена реализации (для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг).


5. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования вносит равную ей сумму в валюте Российской Федерации на счет в Банке России.


6. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Кроме того, на суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченном банке, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченного банка, а при банкротстве уполномоченного банка суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.


7. В зависимости от вида операции, резидент или нерезидент осуществляет валютную операцию, по которой исполнено требование о резервировании:
а) до истечения срока резервирования (общий порядок);
б) после истечения срока резервирования (такой порядок установлен для ограниченного круга операций).


При этом необходимо отметить, что часть 7 статьи 16 Закона 173-ФЗ (о совершении валютной операции до истечении срока резервирования) несколько противоречит смыслу валютных операций, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ, в связи с чем можно предположить, что некоторые из валютных операций могут выполняться после истечения срока резервирования, хотя они и не перечислены во втором абзаце части 7 статьи 16 Закона 173-ФЗ. Ниже, в Таблице 1 знаком (*) отмечены пункты, к которым относится данное замечание.


8. Сумма резервирования возвращается Банком России уполномоченному банку, а уполномоченным банком – резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. При этом в части 12 статьи 16 Закона 173-ФЗ предусмотрены ситуации, когда осуществляется досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования:
а) после исполнения обязательств нерезидентом - в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства (в случаях, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ);
б) после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств - в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления (в случаях, указанных в частях 1-5 статьи 7 Закона 173-ФЗ);
в) в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования;
г) в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции - в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
д) в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы - в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
е) в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
ж) в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме.


9. В соответствии с частью 13 статьи 16 Закона 173-ФЗ досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата полной суммы резервирования или ее части.


10. За просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, последний обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России (пени начисляются за каждый календарный день просрочки).


Более подробная информация о параметрах резервирования в отношении конкретных валютных операциях, приведена в Таблице 1. Из таблицы видно, что в Законе 173-ФЗ перечислены двадцать одна валютная операция (скорее даже – двадцать одна группа валютных операций), при выполнении которых может быть предусмотрено внесении суммы резервирования на счета в уполномоченных банках. При этом большая часть из перечисленных валютных операций подлежит регулированию Банком России, а к компетенции Правительства Российской Федерации в основном отнесено регулирование процедуры резервирования по расчетам в рамках внешнеторговых контрактов, связанных с экспортом и импортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности ( Заметим, что в Законе 173-ФЗ не используются термины «экспорт работ, услуг» и «импорт работ, услуг». По мнению автора, не в последней степени это связано с некорректным определением указанных терминов в Федеральном законе от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».).


В заключение отметим, что хотя по некоторым группам валютных операций процедуры резервирования предусмотрены несколькими пунктами статей закона, для конкретной валютной операции (внутри группы) резервирование по разным пунктам осуществляться не будет. Например, по группе «осуществление операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами)» резервирование предусмотрено пунктами 1 и 2 части 5, а также пунктами 1 и 2 части 6 статьи 8 Закона 172-ФЗ. Но в соответствии с частью 7 статьи 8 Банк России не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8.


Таблице 1 (rtf, 73кб)

Автор

Лопатин Валерий Алексеевич

Назад

Валютный контроль реэкспортных операций

15 января 2004 года
#Публикации
Назад

Укрепление позиций российских компаний в сфере международной торговли товарами и услугами ведет к увеличению объемов внешнеторговых операций, не связанных с экспортом и импортом товаров (работ, услуг). В частности, это относится к внешнеторговым операциям, которые предусматривают приобретение и последующую продажу товаров за рубежом. Для краткости, данные операции часто называют реэкспортными операциями, отражая в названии тот факт, что товар закупается за пределами территории Российской Федерации с целью перепродажи иностранным контрагентам.


Отметим, что данное название появилось и закрепилось в терминологии внешнеторговой деятельности независимо от таможенного термина «реэкспорт» (таможенный режим «реэкспорт» подразумевает вывоз иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации), поэтому в настоящее время всякое упоминание о реэкспорте должно сопровождаться пояснением: идет ли речь о реэкспортной операции или о таможенном режиме «реэкспорт».


Обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так как конкурентоспособность посреднической деятельности на международном рынке не в последнюю очередь определяется оперативностью поставки товара и экономией на транспортных расходах, но бывают и исключения (например, транспортный маршрут может проходить по территории России или в связи с изменением конъюнктуры российского рынка потребуется реэкспортировать ввезенный товар).


В связи с тем, что валютный контроль реэкспортных операций, при которых товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, достаточно хорошо регламентирован, в данной статье речь будет идти только о реэкспортных операциях без ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, причем термин «реэкспортная операция», будет включать сделки (в основном - сделки купли-продажи товаров), необходимые для ее осуществления.


Реэкспортные операции и валютные операции


Валютный контроль реэкспортных операций, как правило, сводится к осуществлению валютного контроля безналичных расчетов (по данным внешнеторговым операциям), которые могут осуществляться в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 10 «е» статьи 1 закона Российской Федерации от 9.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты по реэкспортным операциям в иностранной валюте относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, и должны выполняться резидентами в соответствии с порядком, установленным Банком России. В общем случае, для выполнения валютных операций в иностранной валюте требуется получение разрешений органов валютного контроля, но ряд «капитальных» операций может выполняться и без получения резидентами таких разрешений в соответствии с порядком, установленным одним из нормативных документов Банка России.


В частности, все расчеты по реэкспортным операциям в иностранной валюте до апреля 2003 года выполнялись только при наличии у резидентов соответствующих разрешений Банка России (в соответствии с порядком, установленным данными разрешениями). С апреля 2003 года, после вступления в силу Положение Банка России от 29.01.2003 № 214-П (далее – Положение № 214-П), большая часть расчетов по реэкспортным операциям в иностранной валюте стала осуществляться без получения резидентами таких разрешений.


Расчеты резидентов с нерезидентами в валюте Российской Федерации также относятся к валютным операциям и выполняются в соответствии с порядком, установленным Банком России (в данном случае, порядок установлен Инструкцией Банка России от 12.10.2000 № 93-И), но в отличие от расчетов в иностранной валюте, не требуют получения разрешений Банка России.


На текущий момент, Положение № 214-П является основным документом, который регулирует валютный контроль расчетов по реэкспортным операциям (как в рублях, так и в иностранной валюте), поэтому представляется целесообразным рассмотреть его содержание более подробно.


Положение Банка России № 214-П


Положение Банка России № 214-П «О порядке проведения расчетов юридических лиц - резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации» было опубликовано в «Вестнике Банка России» от 26.03.2003 № 26 и вступило в силу 6 апреля 2003 года.


Несмотря на то, что в названии Положения № 214-П фигурирует фраза «о порядке проведения расчетов», большая часть документа посвящена технологии осуществления валютного контроля при проведении расчетов по реэкспортным сделкам, которая, как обычно включает анализ условий контрактов, формирование и ведение досье документов, ведение учета операций по контрактам, выявление нарушений валютного законодательства и т.д. Порядок проведения расчетов в Положении № 214-П затрагивается только с точки зрения ограничений, которые накладываются на расчетные операции со стороны валютного контроля.


Положение № 214-П реально охватывает более широкий круг внешнеторговых сделок, чем указано в названии документа. Несколько далее, в преамбуле Положения № 214-П закреплено, что данное положение распространяется на сделки с нерезидентами, предусматривающие приобретение и/или продажу товаров без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. То есть, при соблюдении условия «без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации», внешнеторговая операция может включать:




  • приобретение и последующую продажу товаров;


  • только приобретение товаров;


  • только продажу товаров.

К операциям, связанным с приобретением и последующей продажей товаров, относятся посреднические операции, при которых резидент покупает и продает товар за пределами России в целях получения прибыли. Как разновидность, к ним также относятся и внешнеторговые операции, в которых для покупки товаров используются валюты с ограниченной конверсией, а последующая продажа товаров осуществляется за свободно-конвертируемую валюту. Несмотря на то, что такие операции могут не являться прибыльными, они позволяют эффективно трансформировать неликвидные активы в разряд ликвидных.


Кроме того, такие операции могут осуществляться, если резидент вынужден по каким-то причинам срочно реализовать оплаченные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товары: например, резидент ошибся при покупке товаров; изменилось финансовое состояние резидента и т.д.


Внешнеторговые операции, включающие только приобретение товаров, чаще всего осуществляются при реализации резидентами за пределами территории Российской Федерации договоров международного строительного подряда. В частности, речь идет о закупке резидентами-подрядчиками за пределами России материалов и оборудования. Так как выручка по договорам подряда поступает за выполненные работы, отдельной продажи товаров не происходит.


Наконец, «только продажа товаров» происходит в случае, если резидент продает без ввоза на территорию России имущество, находящееся за рубежом, собственником которого он стал в силу причин, не связанных с приобретением товаров (например, имущество получено в счет погашения обязательств по договору на оказание услуг).


Далее, следуя структуре Положения № 214-П, последовательно рассмотрим основные понятия, используемые в данном нормативном документе, порядок проведения операций, порядок открытия и формирования ведомости и досье, а также другие особенности валютного контроля реэкспортных операций.


Основные понятия


В качестве основных понятий в рамках Положения № 214-П применяются термины «операции по контрактам», «досье» и «ведомость учета операций по контрактам». В какой-то степени они согласуются с терминами, используемыми в Инструкциях Банка России и ГТК России от 13.10.1999 № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) и от 04.10.2000 № 91-И и 01-11/28644 (соответственно). Однако специфика реэкспортных операций и попытка упростить валютный контроль расчетов по данным операциям несколько изменили подход к содержанию указанных терминов. Так, в соответствии с пунктом 1.1 Положения № 214-П «операции по контрактам» - это расчеты, которые производятся:
б) в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации;
в) за товары;
г) по договорам (контрактам):




  • купли-продажи;


  • поставки;


  • договорам комиссии;


  • агентским договорам,

заключенным между юридическим лицом - резидентом и нерезидентом, предусматривающим приобретение у нерезидента товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и/или продажу нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации указанных товаров.


Наиболее интересным в этом определении является перечисление полного списка типов договоров, которые резидент должен представить в уполномоченный банк в обоснование проводимой операции. С одной стороны – это несколько упрощает процедуру квалификации операции, но с другой – в ряде случаев порождает серьезные проблемы. Например, в случае покупки товара за рубежом с целью ввоза на строительную площадку, расположенную за пределами территории Российской Федерации, последующее поступление на счет резидента денежных средств обычно обусловлено договором международного строительного подряда.


В связи с данным определением, отметим также, что Положение № 214-П не уточняет термин «расчеты», и можно считать, что под «операции по контрактам» подпадают такие общеизвестные формы расчетов, как банковский перевод, аккредитив, инкассо и чек (хотя в последнем случае и остаются некоторые трудности квалификации валютных операций, так как чек одновременно является ценной бумагой).


Термин «досье» в соответствии с пунктом 1.3 Положения № 214-П определяется как формируемая банком специальная подборка документов, обосновывающих осуществление резидентом операций по контрактам, а также иных документов, предусмотренных Положением № 214-П и связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, отличительной особенностью досье по реэкспортным операциям в рамках Положения № 214-П является помещение в досье нескольких контрактов. Более того, учитывая формулировку пункта 3.6 Положения № 214-П, досье будет включать все контракты резидента по реэкспортным операциям за все время обслуживания резидента в данном уполномоченном банке с момента вступления в силу указанного положения.


Наконец термин «ведомость учета операций по контракту» в соответствии с пунктом 1.5 Положения № 214-П определяется как документ учета и валютного контроля, формируемый банком и содержащий сведения о резиденте, контрактах и операциях по контрактам. Так же как и в случае досье, с учетом пункта 3.6 Положения № 214-П, по одному резиденту уполномоченный банк ведет одну ведомость по всем контрактам. При этом необходимо отметить, что хотя ведение одной ведомости существенно упрощает технологию учета операций по контрактам, оно может серьезно усложнить процедуру выявление нарушений валютного законодательства (см. ниже).


Порядок осуществления валютного контроля


Рассмотрение порядка осуществления валютного контроля расчетов по реэкспортным операциям ограничим тремя вопросами: а) необходимость получения резидентами разрешений органов валютного контроля на осуществление валютных операций; б) основные процедуры валютного контроля (порядок проверки обоснованности, учета и документооборота по операциям) в уполномоченных банках; в) расчеты резидентов в иностранной валюте по договорам комиссии и агентским договорам. Получение резидентами разрешений органов валютного контроля.


Наиболее значимой частью Положения № 214-П является то, что данное положение определило широкий круг реэкспортных операций, расчеты по которым осуществляются без получения индивидуальных разрешений Банка России. В соответствии с пунктом 2 Положения № 214-П, без разрешений выполняются операции по контрактам, для которых выполнены следующие условия:
а) операции осуществляются:




  • в безналичном порядке;


  • с использованием счетов резидента в одном уполномоченном банке;


  • после открытия досье и ведомости учета операций по контрактам;

б) срок между датой списания денежных средств в иностранной валюте и/или в валюте Российской Федерации со счета резидента в банке в пользу нерезидента и датой зачисления денежных средств на счет резидента в банке в счет исполнения обязательств нерезидента по операциям по контрактам не должен превышать 180 календарных дней с даты их списания;
в) сумма денежных средств, поступивших на счета резидента в банке от нерезидентов при проведении операций по контрактам, в том числе в виде аванса или предварительной оплаты, не должна быть меньше суммы денежных средств, переведенных со счетов резидента в банке в пользу нерезидентов по контрактам.


Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения № 214-П, в случае зачисления на счет резидента в банке денежных средств, поступивших от нерезидента в счет исполнения обязательств по операциям по контрактам в виде аванса или предварительной оплаты, списание денежных средств со счета резидента в банке в пользу нерезидента (в сумме, не превышающей сумму указанных поступлений), осуществляется без разрешений Банка России независимо от срока между днем зачисления денежных средств на счет резидента в банке и днем их списания.


Сразу отметим, что предмет регулирования в пунктах «б» и «в» не совпадает. В пункте «б» речь идет о поступлении в течение 180 дней выручки от реэкспортной операции, сумма которой, с точки зрения экономических интересов резидента могла бы быть и ниже суммы платежа, но пункт «в» обязывает резидента проводить только такие операции, которые обеспечивают поступления в сумме не меньшей, чем платеж.


Если расчеты по реэкспортной операции не соответствуют перечисленным выше условиям, то в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 214-П для проведения расчетов резидент предварительно должен получить разрешение Банка России.


Основные процедуры валютного контроля в уполномоченном банке


Процедуры валютного контроля, которые осуществляет уполномоченный банк, можно условно разделить на следующие виды:
а) открытие и ведение досье и ведомости учета операций по контрактам;
б) контроль зачисления выручки на счет резидента;
в) контроль списания средств со счета резидента в пользу нерезидента;
г) представление информации о нарушениях.


Далее рассмотрим каждый из перечисленных видов процедур.


1. Уполномоченный банк открывает досье и ведомость учета операций по контрактам при получении от резидента первой группы контрактов, по которым будут осуществляться расчеты. В общем случае, досье и ведомость открываются до начала проведения расчетов. Но если первой расчетной операцией является зачисление на счет резидента выручки, досье и ведомость могут быть открыты после такого зачисления.


Открытие досье и ведомости учета операций по контрактам обусловлено выполнением следующих требований:
а) досье и ведомость открываются одновременно;
б) досье и ведомость открываются на основании представленных резидентом контрактов и, в случае необходимости, разрешений Банка России;
в) по каждому резиденту открывается одно досье и одна ведомость учета операций по контрактам.


При этом в соответствии с пунктом 5.1 Положения № 214-П резидент не оформляет и не представляет в банк Сведения о договорах, предусмотренные Инструкцией Банка России от 28.06.1999 № 83-И.


Обратим внимание на существенную проблему, которая будет стоять перед каждым уполномоченным банком в момент открытия досье и ведомости. В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения № 214-П, условия контрактов должны соответствовать законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Во-первых, формально, речь идет о всесторонней экспертизе каждого контракта на предмет его соответствия законодательству Российской Федерации. Понятно, что ни один уполномоченный банк не может позволить себе такие расходы. Как показывает практика применения аналогичных требований в отношении экспорта и импорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реально проверяется только соответствие условий контрактов требованиям валютного законодательства.


Во-вторых, даже при ограничительном толковании требований к проверке контрактов, сохраняются проблемы, обусловленные формулировками отдельных пунктов Положения № 214-П. В частности, непростым может быть вопрос об открытии досье и ведомости учета операций по контрактам в случае, если клиент представил долгосрочный генеральный контракт на покупку товаров и несколько первых контрактов на продажу товаров (те, которые успел заключить), по которым сумма выручки меньше суммы платежей по генеральному контракту. С одной стороны, можно говорить о несоответствии контрактов пункту 2.1.3 Положения № 214-П. С другой стороны, заключение новых контрактов на продажу по мере выполнения старых – это достаточно распространенная практика работы внешнеторговых посредников, которую уполномоченному банку легко контролировать и корректировать на этапе осуществления платежей.


Ведение досье и ведомости учета операций по контрактам регламентировано в Положении № 214-П достаточно подробно. Так, в соответствии с пунктом 3.10, по мере выполнения операций по контрактам, в досье помещаются: а) заверенные резидентом копии:




  • контрактов и их переводов на русский язык;


  • разрешений Банка России (если они необходимы);

б) распечатанная (оформленная) ведомость на бумажном носителе на дату закрытия досье:




  • после завершения операций по контрактам;


  • при передаче документов для осуществления операций по контрактам в другой уполномоченный банк;

в) иные документы и сведения, необходимые для выполнения банком функций агента валютного контроля при осуществлении резидентом операций по контрактам. К таким документам могут относиться:




  • копии платежных документов и мемориальных договоров;


  • переписка с органами валютного контроля по операциям данного резидента;


  • переписка с резидентом по вопросам валютного контроля и др.

В Положении № 214-П прямо не оговаривается, где хранится ведомость учета операций по контрактам на текущую дату (если она ведется на бумажном носителе), но, по-видимому, логично считать, что она должна помещаться в досье.


Форма ведомости операций по контрактам и порядок ее заполнения установлены в Приложении к Положению № 214-П. В соответствии с данным порядком, уполномоченный банк заполняет четыре раздела:




  1. Сведения о резиденте.


  2. Сведения об осуществлении операций по контрактам.


  3. Сводная информация об операциях по контрактам.


  4. Особые отметки банка.

В связи с вопросом о заполнении ведомости отметим, что, несмотря на подробный порядок заполнения, практические действия порождают множество мелких вопросов. В частности, заполнение 2-го раздела может вызвать такие вопросы, как:
а) о каком платежном документе идет речь в графе 5 (варианты: заявление на перевод/платежное поручение клиента, телекс/SWIFT в адрес банка-корреспондента, мемориальный ордер);
б) какую сумму проставлять в графе 9, если сумма перевода в пользу нерезидента в соответствии с заявлением клиента на перевод, и сумма реально списанная с корреспондентского счета банка в пользу нерезидента, отличаются на сумму комиссии уполномоченного банка;
в) можно ли указывать сумму комиссии иностранного банка в графе 10, если указанная сумма получена уполномоченным банком расчетным путем (в случае, если в авизо иностранного банка есть информация о взимании комиссии, но не указана конкретная сумма) и т.д.


По-видимому, на все эти и другие вопросы каждому уполномоченному банку придется отвечать самостоятельно, выбирая наиболее удобные для него варианты. Тем более что в случае спорной ситуации всегда можно сделать соответствующую отметку в разделе 4 ведомости, заполнение которого жестко не регламентировано.


Заканчивая обсуждение вопроса об открытии и ведении досье и ведомости учета операций по контрактам, отметим, что в Положении № 214-П предусмотрены также процедура закрытия досье и ведомости после завершения операций по контрактам (пункт 3.11) и процедура передачи документов для ведения операций по контрактам в другом уполномоченном банке (пункт 4).


Закрытие досье осуществляется после завершения операций по контрактам на основании заявления резидента о завершении расчетов. В случае непредставления такого заявления, банк закрывает досье по истечении одного года с момента последнего платежа по операциям по контрактам (дату последнего платежа банк определяет самостоятельно исходя из условий контрактов).


Процедура передачи документов для осуществления операций по контрактам в другой уполномоченный банк также начинается с подачи резидентом заявления о передаче документов в банк, который ведет досье и ведомость учета операций по контрактам. При отсутствии оснований для отказа в выполнении заявления о передаче документов, банк передает резиденту копию ведомости учета операций по контрактам и копию заявления о передаче документов (заверенные подписью ответственного лица банка и печатью банка для целей валютного контроля). Указанные документы резидент передает в другой уполномоченный банк для открытия новых досье и ведомости, а старые досье и ведомость прежний банк закрывает и сдает в архив.


2. Контроль зачисления выручки на счет резидента в уполномоченном банке включает:
а) контроль представления резидентом копий соответствующих контрактов не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления выручки на счет резидента (пункт 2.3 Положения № 214-П);
б) контроль соблюдения резидентом сроков поступления выручки (пункт 2.1.2 Положения № 214-П);
в) контроль поступления выручки от нерезидента в полном объеме (пункт 2.1.3 Положения № 214-П).


Первый вид контроля относительно прост. Для своевременного представления резидентом в банк копий контрактов, уполномоченный банк должен не позднее рабочего дня, следующего за датой зачисления выручки, направить в адрес резидента извещение (форма извещения устанавливается банком). При этом резидент в семидневный срок должен не только представить соответствующие контракты (если они отсутствуют в досье банка), но и информировать банк о распределении поступившей суммы по контрактам. Если выручка зачислена в банк по ошибке, то резидент в семидневный срок должен дать банку поручение на перевод денежных средств в полном объеме в уполномоченный банк, в котором ведутся соответствующие досье и ведомость.


Контроль соблюдения резидентами сроков поступления и полноты поступления выручки является более сложным, так как количество сумм поступлений и платежей может быть достаточно большим, и все они будут отражаться в одной ведомости учета операций по контрактам разными датами.


Относительно просто алгоритм контроля выглядит, если в рамках ведомости по всем контрактам предусмотрено поступление выручки в пределах 180 дней (нет разрешений Банка России) и все платежи и поступления вводятся в ведомость в хронологической последовательности. В этом случае необходимо (итоговое сальдо расчетов равно разнице между суммой всех поступлений и суммой всех платежей):
а) на дату образования отрицательного сальдо рассчитать контрольную дату (предельный срок) и контрольную сумму (наименьшую сумму) поступления выручки;
б) при осуществлении каждого очередного платежа, рассчитывать следующую контрольную дату и контрольную сумму;
в) при наступлении очередной контрольной даты проверить поступление соответствующей контрольной суммы;
г) если в контрольный срок контрольная сумма не поступила, зафиксировать нарушение требований Положения № 214-П;
д) при очередном поступлении выручки (при сохранении отрицательного сальдо) пересчитать все контрольные сроки и суммы.


В случае если суммы платежей и поступлений вводятся не в хронологической последовательности (например, если резидент поздно представил информацию о распределении выручки), то в вышеуказанные расчеты потребуется внести соответствующие коррективы.


Наиболее сложный алгоритм контроля придется реализовать при наличии в досье контрактов, по которым получены разрешения Банка России на поступление выручки в срок более 180 дней. В этом случае, в рамках каждого разрешения Банка России необходимо вести дополнительный учет сумм поступлений и платежей, что позволит сравнивать отрицательное итоговое сальдо в рамках ведомости и отрицательные итоговые сальдо по каждому разрешению.


3. Контроль списания средств со счета резидента осуществляется в соответствии с пунктом 2.7 Положения № 214-П, который предусматривает основания для отказа резиденту в проведении операции по списанию денежных средств со счета резидента в пользу нерезидента в счет исполнения обязательств по контрактам:
а) в банке на имя резидента не открыты ведомость и досье;
б) резидентом не представлены копии контрактов, по которым, в счет исполнения обязательств, осуществляется списание денежных средств со счета резидента в пользу нерезидента;
в) предусмотренные контрактами условия проведения валютных операций не соответствуют законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
г) резидентом не представлены копии разрешений Банка России (в случаях, предусмотренных пунктом 3.2 Положения № 214-П).


Необходимо отметить, что для реализации пункта «б», уполномоченный банк должен вести по каждому контракту реестр платежей, так как только в этом случае он может выявить превышение суммы платежей по конкретному контракту над суммой контракта и потребовать у резидента дополнительное соглашение к контракту.


Что касается реализации пункта «в», то к нему в полной мере относится сказанное выше по вопросу открытия досье и ведомости учета операций по контракту.


4. Представление информации о нарушениях осуществляется банком в соответствии с пунктом 3.8 Положения № 214-П, который определяет, что информация о нарушениях резидентами требований Положения № 214-П с указанием суммы валютной операции представляется уполномоченным банком в порядке, установленном нормативными актами Банка России (такой порядок введен Указанием Банка России от 12.02.1999 № 500-У и Инструкцией Банка России от 28.06.1999 № 83-И).


Перечислим основные нарушения требований Положения № 214-П, которые могут встретиться в практике работы уполномоченного банка:
а) несоблюдение резидентом срока 180 дней для поступления выручки в полном объеме (пункт 2.1 Положения № 214-П);
б) несоблюдение резидентом срока 7-дней для представления контрактов и информации о распределении выручки (пункт 2.5 Положения № 214-П);
в) несоблюдение резидентом срока 7-дней для представления заявления на перевод ошибочно зачисленной суммы (пункт 2.6 Положения № 214-П);
г) несоблюдение резидентом условий разрешения Банка России (выданного в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 214-П или сохранившего свое действие в соответствии с пунктом 6.3 Положения № 214-П).


В заключение отметим, что десятидневный срок, установленный для направления информации в Банк России о выявленных нарушениях, несколько упрощает контроль сроков в рамках Положения № 214-П, так как в этом случае процедуры контроля можно выполнять один раз в десять дней (но лучше – автоматизировать процесс контроля с помощью подходящего программного обеспечения и осуществлять его каждый день).


Расчеты резидентов в иностранной валюте по договорам комиссии


В связи с тем, что реэкспортные операции часто осуществляются внешнеторговыми посредническими компаниями, отдельно рассмотрим вопрос о расчетах в иностранной валюте между резидентами-комиссионерами (агентами) и резидентами-комитентами (принципалами) по договорам комиссии (агентским договорам) в случаях, если реэкспортные операции осуществляются резидентами-комиссионерами (агентами) в соответствии с условиями договоров комиссии (агентских договоров).


В соответствии с пунктом 2.8 Положения № 214-П, расчеты резидента в иностранной валюте, связанные с проведением операций по контрактам, с другим резидентом по заключенному между ними договору комиссии или агентскому договору осуществляются без ограничений. При этом резиденты должны выполнить два условия:
а) валютные операции должны осуществляться путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
б) резидент, осуществляющий платеж в адрес другого резидента, должен представить в уполномоченный банк договор комиссии (агентский договор), подтверждающий наличие оснований для осуществления валютных операций.


Так как Положение № 214-П не ограничивает круг расчетных операций, которые могут осуществляться резидентами в иностранной валюте в рамках договоров комиссии и агентских договоров, можно считать, что к таким операциям как минимум относятся:
а) платежи комитентов (принципалов) в иностранной валюте в пользу комиссионеров (агентов):




  • оплата услуг (комиссионное вознаграждение);


  • компенсация расходов;


  • другие платежи (штрафы, пени и т.д.);

б) платежи комиссионеров (агентов) в иностранной валюте в пользу комитентов (принципалов):




  • перевод реэкспортной выручки (частичный или в полном объеме);


  • другие платежи (штрафы, пени и т.д.).

Особо обратим внимание, что, в соответствии с разъяснениями Банка России, денежные средства, поступившие в пользу юридического лица – резидента в качестве исполнения нерезидентом обязательств по контрактам, предусматривающим продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 29.06.1992 № 7.


Таким образом, обязательная продажа выручки от реэкспортных операций осуществляется в том же порядке, что и обязательная продажа экспортной выручки. Из этого следует, что, до осуществления обязательной продажи, комиссионер (агент) может провести со своего транзитного счета в иностранной валюте такие платежи, как:
а) платежи в пользу комитента (принципала), представляющие собой перевод выручки в соответствии с условиями договора комиссии (агентского договора);
б) платежи, предусмотренные пунктом 8 Инструкции Банка России от 29.06.1992 № 7 (в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов; в пользу юридических лиц-резидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и т.д.).


Что касается расчетов в иностранной валюте по договорам комиссии (агентским договорам) между резидентами-комиссионерами (агентами) и нерезидентами-комитентами (принципалами), то отметим следующее:
а) такие валютные операции осуществляются почти без ограничений в соответствии с требованиями Положения Банка России от 24.10.2001 № 157-П;
б) резиденты-комиссионеры (агенты) могут осуществлять платежи в пользу нерезидентов-комитентов (принципалов) с транзитного счета в иностранной валюте до осуществления обязательной продажи валютной выручки.


Последнее обстоятельство подтверждено в информационном письме Банка России, в соответствии с которым денежные средства, поступившие по операциям по контрактам в виде аванса или предварительной оплаты на транзитные валютные счета российских посреднических организаций и подлежащие переводу нерезидентам, могут быть перечислены по поручению этих посреднических организаций в пользу нерезидентов до осуществления обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на основании пункта 5 Инструкции Банка России от 29.06.1992 № 7.


Замечание об автоматизации процедур валютного контроля


В заключение отметим, что порядок валютного контроля расчетов по реэкспортным операциям, установленный Положением № 214-П, впервые в практике валютного контроля предоставил банкам реальные возможности для выполнения процедур валютного контроля на основании документов в электронном виде.


Во-первых, в соответствии с пунктом 5.2 Положения № 214-П, практически все документы, необходимые банку для открытия досье и ведомости учета операций по контрактам, а также для осуществления операций по контрактам (заверенные копии контрактов и их переводов на русский язык и иные документы, необходимые уполномоченному банку для осуществления функций агента валютного контроля), могут направляться резидентом в уполномоченный банк путем электронного обмена документами (при условии, что между резидентом и банком установлена процедура признания аналога собственноручной подписи).


Во-вторых, Положение № 214-П не требует оформления Сведений о договорах, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.06.1999 № 83-И, поэтому отпадает необходимость представления резидентами в банк оригиналов контрактов (что невозможно осуществить с помощью электронного обмена документами).


В-третьих, Положение № 214-П прямо оговаривает возможность ведения ведомости учета операций по контрактам в электронном виде.


Таким образом, автоматизация процедур валютного контроля способна не только существенно облегчить выполнение отдельных операций (например, операций контроля сроков поступления выручки при наличии в ведомости большого количества платежей и поступлений, в том числе – в рамках разрешений Банка России), но и повысить их эффективность за счет существенного сокращения бумажного документооборота.


Автор


Лопатин Валерий Алексеевич

Назад