Моногорода

Законодательство

О критериях отнесения муниципальных образований РФ к монопрофильным...

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 709

Перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)

Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р (в редакции от 22 ноября 2015 г.)

К моногородам относятся муниципальные образования, соответствующие одновременно следующим критериям:

  • имеют статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;
  • численность населения превышает 3 тыс. человек;
  • численность работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций, осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса) достигла 20% от среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов);
  • осуществление одной из указанных организаций (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) производству, и (или) переработке промышленной продукции.

На декабрь 2017 г. численность экономически активного населения составляет 7,4 миллиона человек. Средний уровень безработицы в моногородах превышает среднероссийский уровень более чем в 1,5 раза.

Моногорода расположены во всех федеральных округах. В наибольшей степени они сосредоточены на территории Приволжского, Сибирского и Центрального федеральных округов, в которых проживают почти 64% населения моногородов.

Еще в трех федеральных округах Северо-Западном, Уральском, и Дальневосточном размещено довольно много моногородов.

Наименьшее количество моногородов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

Самым маленьким моногородом России по численности населения является пос. Беринговский (Чукотский АО), где проживает порядка 800 человек (монопрофильное поселение со специализацией в угледобыче). Больше всего «сверхмалых» моногородов – в Северо-Западном федеральном округе (моногорода, специализирующиеся на производстве лесо- и пиломатериалов, а также строительных материалов).

Крупнейшим моногородом по численности населения является город Тольятти (711 тыс. человек). Еще в 6 моногородах численность населения находится в диапазоне 200-550 тыс. человек (Новокузнецк, Набережные Челны, Магнитогорск, Нижний Тагил, Череповец, Нижнекамск).

Что представляют собой моногорода?

Рабочая группа по модернизации моногородов

В 2009 году реализация государственной поддержки моногородов началась на региональном уровне с разработки и реализации мер, предусматривающих снижение зависимости городской экономики от градообразующего предприятия, решение проблем безработицы и городского хозяйства. Формализованным инструментом мониторинга ситуации, управления рисками и развитием монопрофильных муниципальных образований были признаны государственные программы и Комплексный инвестиционный план, направленный на вывод моногорода из зоны неуправляемых рисков и включающий перечень приоритетных направлений развития территории, формулировку базовых целей и мер по их достижению. В качестве ключевого источника финансирования рассматривался федеральный бюджет.

В 2009 году при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была создана и в настоящее время функционирует Рабочая группа по модернизации моногородов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1166.

Площадкой для деятельности Рабочей группы был определен Внешэкономбанк. Ведь именно опыт и компетенции института развития были наиболее востребованы для организации такой работы. Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева была назначена руководителем Рабочей группы.

Основная задача Рабочей группы - подготовка предложений по поддержке и устойчивому развитию экономики моногородов с учетом результатов мониторинга социально-экономической ситуации в моногородах и в соответствии с отдельными поручениями Правительства Российской Федерации.

Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

  1. Рассматривает и анализирует результаты мониторинга социально-экономического положения в моногородах, осуществляемого Минэкономразвития России и иными организациями и ведомствами.
  2. Проводит анализ действующих мер государственной поддержке, в том числе региональных, которые могут быть применены для моногородов.
  3. Осуществляет подготовку предложений по разработке новых мер государственной поддержки моногородов, в том числе региональных.
  4. Готовит предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
  5. Направляет перечень подготовленных предложений по государственной поддержке моногородов в Правительственную комиссию.
  6. Рассматривает лучшие практики деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по поддержке и устойчивому развитию экономики моногородов и вырабатывает предложения по распространению этих практик.
  7. Осуществляет контроль за выполнением решений Рабочей группы.

Рабочая группа формируется в составе представителей Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторга России, Минтруда России, Минстроя России, Минкавказа России, Минвостокразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей Внешэкономбанка, Сбербанка России, Россельхозбанка, Банка ВТБ, МСП Банка и других заинтересованных институтов развития и организаций.

Нормативные документы