О распоряжении Правительства РФ от 17.08.2010 № 1372-р

О распоряжении

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 № 1372-р (далее — Распоряжение), принятым в соответствии с пунктом 171 части 2 статьи 55 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» определена единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Внешэкономбанку предоставлено право заключения договоров инвестиционного консультирования по подготовке осуществляемых на условиях ГЧП инвестиционных проектов для государственных нужд субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 55 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому «под размещением заказа у единственного… исполнителя… понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт… либо иной гражданско-правовой договор только одному… исполнителю…».

К числу инвестиционных проектов, по которым Внешэкономбанк может заключать договоры инвестиционного консультирования в соответствии с Распоряжением, относятся следующие проекты, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства с использованием:

  • средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии с Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2008 № 134;
  • механизмов концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • механизмов, действующих на территориях особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
  • инструментов, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими на условиях государственно-частного партнерства формы их участия в указанных проектах.

Причиной принятия данного Распоряжения является необходимость достижения инвестиционной привлекательности проектов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — Администрации), отвечающими, согласно российскому законодательству, за состояние отдельных объектов общественной инфраструктуры, что требует повышения качества предпроектной подготовки, сокращения сроков ее разработки, информирования рынков о приемлемости подготовленных проектов для инвестирования и финансирования.

Оказание Внешэкономбанком услуг инвестиционного консультирования по проектам ГЧП Администрациям обусловлено необходимостью более активного применения различных форм ГЧП для развития региональной инфраструктуры в условиях существующих бюджетных ограничений по финансированию соответствующих капитальных вложений и наличием у Внешэкономбанка позитивного опыта по реализации проектов ГЧП.

Выполнение Внешэкономбанком услуг инвестиционного консультирования по вопросам подготовки проектов на условиях ГЧП для Администраций направлено на увеличение доступности подготовки и проведения Администрациями конкурсных процедур по привлечению инвесторов к реализации проектов ГЧП и призвано содействовать развитию конкуренции за них.

Означает ли принятие Распоряжения, что Внешэкономбанк становится монополистом на рынке консультирования по проектам ГЧП?

Данное Распоряжение позволяет Внешэкономбанку осуществлять консультационную деятельность в соответствии с положением подп. «а» пункта 4 Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-р, согласно которому одним из принципов, на которых основывается деятельность Внешэкономбанка, является отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами.

При этом предоставление Внешэкономбанку возможности оказания консультационных услуг Администрациям без проведения конкурса не означает ограничения конкуренции в этой области, так как не исключает возможности привлечения Администрациями иных инвестиционных консультантов в рамках конкурентного отбора или сотрудничества с международными финансовыми и некоммерческими организациями согласно условиям международных соглашений.

В чем заключаются услуги Внешэкономбанка по консультированию по проектам ГЧП?

Объем и содержание услуг инвестиционного консультирования определяется в техническом задании. Примерные варианты результатов инвестиционного консультирования по подготовке инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, для государственных нужд Администраций включают в себя следующее:

  1. Проведение экспертизы разработанной Администрацией документации по проекту ГЧП на предмет финансовой, экономической и технической эффективности. В результате Администрации предоставляется отчет, в котором содержатся: анализ документации, включая оценку возможностей привлечения финансирования в проект (bankability), анализ ценовой доступности проекта для Администрации, оценка инвестиционной привлекательности проекта, предложения по вариантам реализации проекта, предложения по ее доработке.
  2. Подготовка документации по организации реализации проекта на условиях ГЧП. В результате Администрации предоставляется инвестиционный меморандум, в котором содержится экономическая, финансовая, юридическая информация в объеме, необходимом потенциальным участникам конкурса (инвесторам) для подготовки предложений, и последующего привлечения инвестиционного финансирования в проект.
  3. Проведение экспертизы проекта, реализуемого на условиях ГЧП, с целью оценки текущих рисков его реализации и возможной реструктуризации для повышения финансовой, бюджетной и экономической эффективности. В результате Администрации предоставляется отчет, в котором содержатся анализ организации и рисков осуществления проекта, предложения по вариантам его дальнейшей реализации, включая изменение юридической структуры и условий проекта, условий регулирования и/или обеспечения, замену частного инвестора.
  4. Поддержка участия Администрации по проведению конкурса на реализацию проекта ГЧП частным инвестором, в том числе проведение мероприятий по привлечению потенциальных инвесторов для участия в конкурсе, экспертиза конкурсных предложений, поддержка участия Администрации в переговорах для финансового закрытия сделки.

В случае если выполнение работ по договору инвестиционного консультирования с Администрацией требует привлечения специализированной экспертизы, с целью обеспечения высокого качества оказываемых услуг Внешэкономбанк привлекает юридических, инжиниринговых, экономических, других консультантов на основании конкурсных процедур, принятых во Внешэкономбанке. При этом Внешэкономбанк осуществляет контроль и приемку работ, выступая единственной стороной договора с Администрацией.

Сколько стоят услуги инвестиционного консультирования, оказываемые Внешэкономбанком?

Согласно разделу 9 «Условия и порядок осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов» Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2007 № 1007-р, «Внешэкономбанк осуществляет на комиссионной основе деятельность в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка и отвечающих требованиям, установленным Меморандумом, в том числе структурирование финансирования инвестиционного проекта. Размер комиссионного вознаграждения и другие условия осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов утверждаются правлением Внешэкономбанка».

Стоимость услуг инвестиционного консультирования определяется в зависимости от состава работ (технического задания) по договору.

Каким требованиям должны удовлетворять проекты, по которым Внешэкономбанк может оказывать услуги инвестиционного консультирования согласно Распоряжению?

Деятельность Внешэкономбанка регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития», Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-р и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с положениями Меморандума проекты, в которых участвует Внешэкономбанк, должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. проекты должны соответствовать основным направлениям деятельности Внешэкономбанка. Согласно разделу 2 «Основные направления инвестиционной деятельности Внешэкономбанка» Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-р, основными направлениями инвестиционной деятельности Внешэкономбанка являются:
    • реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма;
    • реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций;
    • участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки, а также проектов, направленных на повышение энергоэффективности;
  2. проекты должны соответствовать количественным ограничениям, установленным по проектам, в которых может участвовать Внешэкономбанк:
    • стоимость проекта — более 2 млрд. рублей (сумма всех капитальных вложений, производимых в реконструкцию, модернизацию или развитие инфраструктуры в течение всего срока существования проекта);
    • срок окупаемости проекта — более 5 лет.

Перечень проектов, по которым Внешэкономбанк может оказывать консультационные услуги Администрациям в рамках Распоряжения, качественные требования к ним приведены в таблице согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов:

Инвестиционный фонд Российской Федерации
  1. инвестиционные проекты, комплексные инвестиционные проекты и концессионные проекты, имеющие общегосударственное значение и осуществляемые на условиях ГЧП; инвестиционные проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства;
  2. проекты, направленные на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение, или необходимые для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создание и (или) реконструкция объектов, планируемые к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработку проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

(согласно Правилам формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 № 134)

Концессионные соглашения
  1. автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств;
  2. объекты железнодорожного транспорта;
  3. объекты трубопроводного транспорта;
  4. морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
  5. морские и речные суда, суда смешанного (река—море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
  6. аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
  7. объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
  8. гидротехнические сооружения;
  9. объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
  10. системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
  11. метрополитен и другой транспорт общего пользования;
  12. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
  13. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

(согласно положениям Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»)

Особые экономические зоны

Инвестиционные проекты, связанные с новым строительством, модернизацией, реконструкцией и эксплуатацией объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон (согласно положениям Федерального закона РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»)

Проекты согласно закону о ГЧП субъекта Российской Федерации
  1. транспортная инфраструктура и транспорт, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования;
  2. система коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда и территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
  3. объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
  4. объекты государственного и муниципального управления;
  5. объекты безопасности и правопорядка;
  6. объекты управления природными ресурсами и их использования;
  7. объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
  8. объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
  9. объекты образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
  10. объекты, используемые для осуществления туризма, рекреации и спорта;
  11. иные объекты общественной (социальной) инфраструктуры.

(согласно положениям модельного закона «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства», разработанного и одобренного Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 22.04.2009. По состоянию на 01.09.2010 на основе данного модельного закона в 22 субъектах Российской Федерации принято законодательство о ГЧП, еще более чем в 30 ведется работа по его принятию)

Как будет осуществляться работа Внешэкономбанка по инвестиционному консультированию?

Ответственным исполнителем по организации работ Внешэкономбанка по оказанию консультационных услуг Администрациям по организации проектов ГЧП является самостоятельное структурное подразделение Внешэкономбанка — Центр государственно-частного партнерства. Оказание услуг инвестиционного консультирования Администрациям в рамках Распоряжения инициируется направлением обращения Администрации во Внешэкономбанк, в котором содержится краткое описание проекта, реализация которого предполагается на условиях государственно-частного партнерства, формируется запрос на оказание услуг инвестиционного консультирования, прилагается проект технического задания. По результатам рассмотрения обращения разрабатывается техническое задание. Выполнение работ и услуг, предусмотренных техническим заданием, осуществляется на основании договора на оказание услуг инвестиционного консультирования, который заключается между Внешэкономбанком и Администрацией.

Может ли возникнуть у Внешэкономбанка конфликт интересов по причине совмещения ролей экспертной организации, инвестиционного консультанта и финансового института?

Услуги инвестиционного консультирования по вопросам структурирования проекта ГЧП оказываются Администрации самостоятельным структурным подразделением Внешэкономбанка — Центром государственно-частного партнерства. Анализ документации по инвестиционному проекту, представленной во Внешэкономбанк частным инвестором, ставшим победителем организованной Администрацией конкурсной процедуры на право заключения договора по реализации проекта ГЧП, для получения финансирования во Внешэкономбанке, проводится другим самостоятельным структурным подразделением Внешэкономбанка.

Означает ли оказание услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком по структурированию проекта ГЧП обязательное финансирование данного проекта Внешэкономбанком?

Деятельность Внешэкономбанка по финансированию инвестиционных инфраструктурных проектов и по оказанию услуг инвестиционного консультирования не означает ограничения конкуренции финансовых институтов за право финансирования инвестиционных проектов. В рамках оказания услуг инвестиционного консультирования Внешэкономбанком реализуется задача по привлечению максимального количества квалифицированных организаций, заинтересованных в участии в проекте, в том числе финансовых организаций.